ДАЛМАТИКА - Страница 2

Около X в. привилегию ношения далматики получили римские кардиналы-священники, а также аббаты монастырей вне пределов Рима. Внешний вид церковной далматики на протяжении истории менялся. До XII в. она представляла собой широкую тунику с длинными широкими рукавами, подол которой достигал пола. В соответствии с позднеантичной традицией она украшалась двумя вертикальными полосами (clavi) от плеча до подола, а позже ещё и каймой. В позднее Средневековье рукава становятся у́же и короче. Чтобы далматику было легче надевать и носить, по её бокам стали делать разрезы, а с XV в. – вшивать клинья. Её длина также постепенно сокращалась, и к XVIII в. далматика уже едва закрывала колени. С XII в. она изготавливается преимущественно из шёлка и по цвету соответствует облачению священника (раньше была белой). В Средние века повсеместно распространилась практика, согласно которой диакон участвует в службах покаянного характера и в периоды Адвента и Великого поста в альбе или вместо далматики облачается в особую казулу (так называемая planeta plicata). Исключение составляют служба Великого четверга, на которой освящается святое миро и торжественные заупокойные мессы. Достаточно поздно появляется особая молитва над далматикой. Её символические толкования приводятся в трактатах Рабана Мавра (около 780 – 856 гг.), согласно которому Т-образная форма далматики и красные полосы изображают Страсти Христовы, и Амалара Мецского (около 775/780 – около 850 гг.), который отмечает, что белый цвет символизирует чистоту души, а красные полосы – любовь к ближнему. В английской церкви далматику носят не только диаконы, но и низшие чины (аколуфы и др.). Существовала традиция, согласно которой в неё облачались английские короли во время коронации. В православной церкви далматике у диакона соответствует стихарь (у греко-католиков далматика и стихарь отождествляются), хотя как по происхождению, так и по внешнему виду далматике, скорее, соответствует архиерейский саккос. См. также ДАЛМАТИК



 
PR-CY.ru