ДАЛМАТ Исетский, Далмат Пермский, Мокринский Дмитрий Иванович - Страница 4

Шлем Илигея относится к западноевропейским кавалерийским шлемам. Он имеет железную полусферическую тулью со следами боевых повреждений. Появление шлема в монастыре связывается с пребыванием на Исети отряда полковника Дмитрия Полуектова, когда Далматовский монастырь в период Башкирского восстания 1662–1664 гг. принял удары с юга и был перевалочной базой для походов на южный Урал. Это мог быть шлем раненого или убитого воина, который был оставлен в монастыре на помин души. Предание о происхождении шлема и кольчуги от татарина Илигея относится ко второй половине XVIII–XIX вв., с этого же периода начинается их почитание в монастыре. После закрытия монастыря реликвии попали в Свердловский областной краеведческий музей (в 2015 г. глава Курганской области Алексей Геннадьевич Кокорин посетил Далматовский Успенский монастырь и высказал готовность оказать необходимую поддержку в возвращении реликвий в монастырь). При этом народное почитание Далмата не находило поддержки у духовных властей. Так, были отклонены предложения губернского секретаря Платона Дмитриевича Пономарёва в 1836 г. возвести над могилой Далмата церковь и крестьянина М.Ф. Зайцева в 1845 г. – построить в Далматове часовню на месте подвижничества старца. Впервые в официальных документах Далмат был назван преподобным в 1871 г.; так о нём сообщает рапорт епископу Пермскому и Верхотурскому Антонию (Смолину). С этого же года в монастыре начали вести запись чудес по молитвам к преподобному (монастырский архив содержит около 30 подобных записей за XIX в.). В 1871 г. рядом с захоронением Далмата было начато строительство храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» и во время земляных работ был обретён гроб старца. Настоятель монастыря архимандрит Исаакий обратился с письмами об этом событии к правящему и викарному архиереям, склеп и гроб Далмата были освидетельствованы Екатеринбургским епископом Вассианом (Чудновским). После этого было принято решение изменить конфигурацию фундамента строящегося храма и оставить гроб Далмата на прежнем месте. В 1896 г. над его могилой возвели каменную усыпальницу, примыкающую к храму иконы «Всех скорбящих радость». Её стены украсили изображениям со сценами из жизни преподобного, а на северной стене поместили его портрет, выполненный масляными красками, который считался прижизненным. Самым ранним изображением Далмата является его портрет, находившийся на северной стене его усыпальницы: «…Хранятся два портрета, написанные с натуры; один монаха Далмата, при коем его келейная мантия и клобук, а другой сына его архимандрита Исаака, при котором находится его посох…» Портрет не сохранился и известен по фотоснимкам члена Императорского географического общества Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863–1944 гг.) и архивам Далматовского монастыря. Портрет длительное время считался прижизненным, но по сохранившимся снимкам его датируют XVIII в. исследователи предполагают, что он относится к одному из восьми живописных портретов, заказанных для монастыря архимандритом Иоакинфом в 1760–1770 гг. у тобольского иконописца Матвея Морозова. На данном портрете Далмат изображён по пояс, вполоборота. На нём мантия, клобук, в правой руке чётки, в левой – посох. Черты лица старца переданы условно – длинная борода, большие глаза, прямой нос, впалые щёки и несколько морщин. В нижней части портрета помещён текст с пространной биографией Далмата.

 



 
PR-CY.ru