ДАЛМАТ Исетский, Далмат Пермский, Мокринский Дмитрий Иванович - Страница 2

Вскоре вокруг него образовалась группа последователей, была создана Исетская пустынь, ставшая первым русским поселением в долине реки Исети; первым его сподвижником стал старец Иван из Нижнего Новгорода. С 1649 г. в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Онисимович Невежин, основатель города Кургана, который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, которую Далмат принёс из Невьянского монастыря. В сентябре 1651 г. пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Часть монахов убили, остальных увели в плен. Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашёл икону Успения Богородицы неповреждённой. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена. В начале 1650 гг. в пустынь пришёл, стал его учеником и прожил в пустыни более десяти лет Афанасий (Любимов) – будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тоболького Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом. В 1651 г. старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву (1622–1682 гг.) с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 г. В монастыре для Далмата была устроена отдельная келья, в которой он находился в затворе (в сенях для напоминания о смертном часе стоял приготовленный Далматом для себя гроб). Несмотря на это, в письме в Тобольск от 1664 г. он сообщал, что без его указания «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали». Также Далмат писал, что он направляет в степь дозоры для информирования о приближении кочевников. В 1662–1664 гг. монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (например, про набег отряда Сары Мергена в 1662 г. архивные документы сообщают, что монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнён с землёю»). В этот период Далмат несколько раз был при смерти, дважды его монастырь уничтожали до основания и дважды он восстанавливал его из руин. В монастыре он поддерживал очень строгий монашеский устав. Так, в 1664 г. Тобольской съезжей избой был рассмотрен донос на руководителей монастыря, гласивший, что в нём не отмечаются дни ангела царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В собственноручно написанных Далматом объяснениях он сообщает, что в его монастыре царские именины, приходящиеся на дни Великого поста, отмечают только совершением молебна, а празднование совершают уже после Светлой седмицы.

 



 
PR-CY.ru