Словарь по христианству Д ДАЛМАТ Исетский, Далмат Пермский, Мокринский Дмитрий Иванович

ДАЛМАТ Исетский, Далмат Пермский, Мокринский Дмитрий Иванович

ДАЛМАТ Исетский, Далмат Пермский, Мокринский Дмитрий Иванович (1594–1697 гг.) – преподобный Русской православной церкви (канонизирован в 2004 г. как местночтимый святой Курганской и Шадринской епархии); память совершается (по юлианскому календарю) 10 июня (Собор Сибирских святых) и 25 июня. Архиерейским собором 2013 г. утверждено его общецерковное почитание. Основатель Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря. Возникшее рядом с монастырём поселение в 1781 г. получило статус уездного города с названием Далматов в честь основателя. О жизнеописании преподобного Далмата сообщает «Известие об основании Далматовского монастыря», написанное в начале XVIII в. его сыном – архимандритом Исааком (Мокринским). Родился Далмат в семье казачьего атамана Ивана Мокринского в Берёзове (ныне Ханты-Мансийский автономный округ – Югра). Его мать, предположительно, происходила из новокрещёных сибирских татар рода тюменского мурзы Илигея или остяков. В семье было три сына: Дмитрий, Савватий (умер в 1643/1644 г.) и Фёдор. Из документов сибирского делопроизводства известно, что Дмитрий числился в детях боярских и около 1627–1628 гг. вместе с семьёй был переведён из Берёзова в Тобольск. В документах 1628 г. он упоминается как тобольский городничий, а в 1633 г. – как приказчик в Вагайском остроге. В период службы Дмитрия тобольским городничим в съезжей избе, где он ночевал, 9 декабря 1628 г. произошёл пожар, в котором сгорели городовая печать, воеводские дела и крупная сумма денег. Было проведено следствие по подозрению в умышленном поджоге, по итогам которого все обвинения с Дмитрия были сняты. В 1633 г. он задержал двух беглых колодников из Тобольска, взятых в плен во время Смоленской войны (или Русско-польской 1632–1634 гг.). По причине нехватки доходов (государево жалование – хлебный оклад в 11,5 четверти) для содержания своей семьи (у Дмитрия было пятеро детей) он завёл земельную запашку и, по словам его сына Исаака, был «не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа церкви». В 1642 (1643) г. Дмитрий оставил службу, жену, детей и принял монашеский постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре (вероятно, выбор этого монастыря для пострига был обусловлен тем, что в Невьянской слободе жил его брат Савватий). Около 1644 г. Далмат в поисках уединения оставил монастырь, где ему предлагали должность строителя, и стал жить отшельником в пещере в месте впадения реки Течи в реку Исеть, называемом Белое Городище. В том же году возвёл деревянную часовню. Эта земля была собственностью татарина Илигея, который сдавал свои земли в аренду для промысла ирбитцам и невьянцам Королёвым и Шипицыным, и под влиянием арендатора он дважды пытался выгнать Далмата из его пещеры. По сообщению Жития преподобного, в 1645 г., когда Илигей направился к пещере, чтобы выгнать Далмата, ему явилась Богородица и повелела отдать отшельнику эту землю. Весной 1646 г. Илигей передал Белое Городище в собственность Далмату (позднее, в 1659 г., царской грамотой эти земли были закреплены за основанным Далматом монастырём).

 



 
PR-CY.ru