ДЕКАРТ Рене - Страница 5

Стремясь к созданию единого корпуса универсального знания, основанием которого была бы метафизика, не находя прочного фундамента и системности в современном ему философском и научном знании, где, по мнению Декарта, истины достигались, скорее, случайно, нежели на основе достоверного метода, он решает поставить под вопрос всю прежнюю традицию и начать всё с самого начала: «Не искать иной науки, кроме той, какую можно найти в себе самом или в великой книге мира». Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма. Другой важнейшей чертой его подхода был механицизм. Декарт полагал, что материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Его крупнейшим открытием, которое стало фундаментальным для последующей психологии, исследователи считают понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует больше вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов». Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть» (или «аффект») в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния. Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела, – т.е. признавал двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами, о чём впоследствии писал и Иммануил Кант (1724–1804 гг.). Декарт признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника – Бога, который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам; Бог, сотворивший материю вместе с движением и покоем и сохраняющий их. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось господство человека над силами природы. Разум, по его мнению, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено лишь несовершенством человека по сравнению с Богом, который как раз несёт в себе все совершенные характеристики. Декарт озабочен проблемой: как может конечное, ограниченное, несовершенное существо претендовать на объективность, необходимость и универсальность своих познаний? В этом контексте им вводится причастность человека к некоему превосходящему и усиливающему его возможности континууму сознания, в который он попадает и по законам которого движется «всегда, когда мыслит», когда он «рождается» (и «сохраняется») в качестве «мыслящей субстанции».

 



 
PR-CY.ru