ДЕГА Эдгар - Страница 9

Книга получилась изумительная; купив экземпляр, Пабло Пикассо (1881–1973 гг.) считал её жемчужиной в своём собрании. Позже он завещал её Лувру, где она до сих пор экспонируется в его личной коллекции. Пастель Дега состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Она может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесённый на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV в., а в XVIII в. она была в особой моде (и, прежде всего, в портретной живописи). Затем наступил период, когда о ней забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX в. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. С годами Дега всё чаще отдаёт предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Пастель привлекала мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Эдгар Дега – тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Его картины кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но эта «случайность» – плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчёркивает непосредственность впечатления. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь неё тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась, и её можно было растушевывать кистью или пальцами. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Эдгар Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски, и кистью наносил её на холст. Его поздние работы выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупнёнными, почти плоскостными формами, стеснённостью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера. В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок.

 



 
PR-CY.ru