ДАВЫДОВ Степан Иванович

ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777–1825 гг.) – русский композитор, педагог, в духовной музыке – последователь Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825 гг.). Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Благодаря музыкальным способностям в 1786 г. был зачислен в санкт-петербургскую Придворную певческую капеллу. Одним из учителей пения был оперный композитор Василий Алексеевич Пашкевич (1742–1797 гг.). Помимо музыкальных предметов (хоровое пение, игра на различных инструментах – скрипке, гуслях, бандуре) малолетние певчие ежедневно должны были принимать участие в дворцовых богослужениях, в музыкальном сопровождении на прогулках, обедах, балах и маскарадах, в хоровых сценах в спектаклях Эрмитажного театра. Тех певчих, у которых обнаруживался композиторский дар, обучали теории музыки и «генерал-басу» (гармонии). В годы учёбы в капелле Степан Иванович Давыдов познакомился с духовными сочинениями Николо Йомелли, Доменико Чимарозы, Йозефа Гайдна, операми Джованни Паизиелло, Джузеппе Сарти, Висенте Мартина-и-Солера, а также Евстигнея Ипатьевича Фомина, В.А. Пашкевича. В начале композиторской деятельности Давыдов мог пользоваться советами Д.С. Бортнянского, который, несмотря на службу в Павловске, постоянно бывал в Придворной капелле в Санкт-Петербурге. Современник писал, что «между Бортнянским и им (Давыдовым) были искренняя и постоянная приязнь и взаимное уважение». Вероятно, с 1791–1792 гг. Степан Иванович Давыдов учился у итальянского композитора Дж. Сарти, когда тот переехал в Санкт-Петербург, окончив службу у князя Григория Александровича Потёмкина (1739–1791 гг.). Знакомство композитора с Дж. Сарти состоялось в апреле 1791 г., когда Давыдову поручили дирижировать пушечной батареей при исполнении монументальной оратории Сарти «Тебе, Бога, хвалим» на празднестве, устроенном Г.А. Потёмкиным в Таврическом саду по поводу взятия крепости Измаил. Занятия с Дж. Сарти продолжались шесть лет, и Давыдову выплачивалось дополнительное жалованье сверх певческого: «...По пятисту рублей с первого генваря сего тысяча семьсот девяносто пятого года». 12 мая 1795 г. композитор уволился из группы певчих Придворной капеллы, продолжая оставаться там же капельмейстером. С 1 мая 1800 г. был переведён на службу в Дирекцию Императорских театров также на должность капельмейстера, которую занимал до 1804 г. и в 1806–1810 гг. Новое место работы предполагало занятия с воспитанниками Театрального училища, возможно, репетирование партий с солистами придворной труппы, по случаю – сочинение музыки. С осени 1814 г. и до кончины композитор жил в Москве. Получил должность учителя музыки при конторе московского Императорского театра, преподавал воспитанникам Театральной школы. Судя по описи музыкальной библиотеки неизвестного владельца, уже к 16 годам Степан Иванович Давыдов написал песнопения на два хора для литургии (ектения и «Слава Отцу и Сыну», не сохранились) и хоровой концерт «Господь на небеси уготова престол Cвой». Впоследствии были созданы несколько литургических циклов (сохранился один) и отдельных песнопений, 13 хоровых концертов, из которых почти все, как считается, были сочинены до воцарения Павла I (1797 г.), своим указом предписавшего вместо концертов за богослужением петь «обыкновенные киноники».

 



 
PR-CY.ru