ДАВИД ДИСИПАТ - Страница 4

Как признаётся сам Давид Дисипат, он ответил Акиндину, ещё не прочитав его стихов. Ямбы Акиндина могли быть сочинены с конца сентября или начала октября 1342 г., когда патриарх Иоанн XIV Калека разрешил Акиндину писать против Григория Паламы. По словам Филофея Коккина, Григорий Палама получил ямбы Акиндина, уже находясь в дворцовой тюрьме, т.е. после апреля 1343 г. До этого Акиндин их тщательно скрывал (видимо, по той причине, что осенью 1342 г. патриарх позволил ему писать против Григория Паламы лишь в форме комментариев к его сочинениям) и отправил с новоназначенным правителем на Пелопоннес, откуда это сочинение и было доставлено сторонникам Григория Паламы в Константинополь. В своих «Ямбах» Давид Дисипат также отмечает, что Григорий Палама находится в заключении. В письме «К монаху Дамиану, философу» Григорий Палама обнаруживает своё знакомство с «Ямбами» и даёт Давиду Дисипату высокую оценку: «…Замечательный во всём наш Давид». Кроме того, в этом же письме он пишет, что послал Дамиану «первое из своих опровержений» против сочинений Акиндина. Под «сочинениями» Григория Акиндина, очевидно, имеются в виду его «Опровержения», с которыми Григорий Палама познакомился в начале 1343 г. и на которые ответил «Антирритиками». Акиндин в письме к патриарху Иоанну XIV Калеке, датируемом летом 1343 г.  – весной 1344 г., упоминает некоего Давида (очевидно, Давида Дисипата), который наряду с Григорием Паламой, с Марком Киртом и неизвестным монахом Курой заявляет о том, что они «своими телесными глазами видят природный и сущностный образ и славу неизреченного Божества». Возможно, это упоминание свидетельствует о знакомстве Акиндина с «Ямбами» Давида Дисипата ко времени написания этого письма. Таким образом, на основании приведённых свидетельств исследователи с определённой долей вероятности предполагают, что «Ямбы» Давида Дисипата (как и письмо Григория Паламы «К монаху Дамиану») были составлены во второй половине 1343 г. В начале поэмы Давид Дисипат говорит о том, что Акиндин написал ямбы, с тем чтобы посредством стихов соблазнить молодых людей. Давид Дисипат задаётся вопросом: почему автор, если он так уверен в соответствии своих взглядов учению церкви, не излагает их ясным образом, т.е. прозой, а прибегает к помощи хитрых словес (следовательно, Давид Дисипат не знал о написанных Акиндином к началу 1343 г. «Большом» и «Малом» опровержениях)? Обвинения Акиндина несостоятельны и тщетны, а истина – на стороне Григория Паламы, несмотря на временные, постигшие его невзгоды. Подобным испытаниям подвергался Симеон Новый Богослов (949–1022 гг.), Максим Исповедник (580–662 гг.) также страдал, но в итоге одержал победу. Исследователи считают достаточным опровержением учения противников исихастов творения Макария, утверждая, что эти примеры демонстрируют силу православия, и Григорий Палама также одержит победу. Далее Давид Дисипат излагает православное учение. Бог познаваем только через Свои энергии и совершенно отличен от тварного мира. Необходимо различать сущность и энергию. Хотя и то и другое можно называть Богом, это не приводит к утверждению двух богов. Свет, который таинственно воспринимается при созерцании, является не сущностью Божьей, но нетварной энергией.

 



 
PR-CY.ru