ДАВИД ДИСИПАТ

ДАВИД ДИСИПАТ (ум. между 1347 и 1354 гг.) – монах, богослов, сторонник учения Григория Паламы (около 1296 – 1357 гг.). Исследователь С. Петридис предположил возможность отождествления Давида Дисипата с афонским монахом и гимнографом Давидом, автором канона великомученику Георгию Победоносцу (23 апреля) с акростихом: «Пою тя, Георгие, Давид от желания – так бо подобает», однако связи Давида Дисипата с Афоном в источниках не зафиксированы, что делает для других исследователей такое предположение маловероятным. Невозможным они считают также отождествление Давида Дисипата и с неким Давидом, упоминаемым Никифором Григорой (около 1295 – около 1360 гг.) в списке осуждённых афонских монахов-еретиков (мессалиан и богомилов) в 1344 г., которое допускал Ханс-Файт Байер и вслед за ним А. Риго. Осуждение состоялось на «всеобщем собрании» в присутствии епископа Иерисса и Святой Горы Иакова и других авторитетных монахов, результатом которого стал томос (определение) 1344 г. Давид Дисипат не значится в списках имён еретиков в томосе (протопресвитер Иоанн Мейендорф ошибочно утверждает, что все упомянутые Никифором Григорой лица осуждены томосом). Григора упоминает о «Давиде» без каких-либо уточнений, но Давид Дисипат не был афонским монахом; кроме того, статус еретика несовместим с его последующей (после 1344 г.) деятельностью. Дата рождения Давида Дисипата неизвестна. Он принадлежал к аристократической фамилии Дисипатов, связанной родственными узами с династией Палеологов. Исследователи полагают, что до принятия монашеского пострига он проводил много времени при императорском дворе в Константинополе и имел большое политическое влияние, что обусловило его активную роль в паламитских спорах. Вероятно, именно тогда Давид Дисипат познакомился с Григорием Паламой, близким другом и соратником которого оставался до конца жизни. Круг источников о жизни Давида Дисипата крайне узок и ограничивается периодом с 1337 по 1347 гг. Его знакомство с Варлаамом Калабрийским состоялось в Фессалонике. Давид Дисипат входил в группу монахов-исихастов, представителей известных аристократических родов, которую возглавлял Игнатий Исихаст. Около 1337 г. Варлаам сблизился с этой группой, и Давид Дисипат был одним из монахов – учеников Игнатия, наставлявших его в методе исихастской молитвы. Во втором письме к Игнатию Исихасту Варлаам упоминает Давида Дисипата, а также Иосифа Калофета и монаха Луку, иронично замечая, что «научился от них многому хорошему». То, что Варлаам узнал об исихастской молитве, привело его в негодование, и он тотчас написал первое письмо к Игнатию. Давид Дисипат сумел перехватить это письмо и вернуть его автору с просьбой заменить другим, менее резким и полемичным. Варлаам согласился написать второе письмо к Игнатию, в котором убрал явную критику в адрес старца, о чём впоследствии сожалел. Сохранилось два письма калабрийского философа непосредственно к Давиду Дисипату, написанные позднее писем Варлаама к Игнатию. Первое письмо носит явно полемический и иронический характер по отношению к монахам-исихастам. Варлаам считает наилучшим и важнейшим точное постижение сущего, верхом которого является «познание Бога (насколько это возможно) и благовидное (со знанием) расположение к людям посредством доступного подражания подлинному добру (положение Варлаама о подражании как единственном пути к обожению было осуждено в 1340 г. Святогорским томосом).

 



 
PR-CY.ru