ДЬЯЧЕНКО Григорий Михайлович - Страница 2

Скончался после продолжительной болезни, заупокойную литургию и отпевание совершил 5 декабря 1903 г. викарий Московской епархии Дмитровский епископ Трифон (Туркестанов) в сослужении многочисленного духовенства и при «громадном стечении духовных детей». Похоронен на Лазаревском кладбище. В 1936 г. кладбище было уничтожено, могила Г.М. Дьяченко не сохранилась. Согласно некрологу, в общении с прихожанами и сослуживцами он отличался сердечностью и добротой, с особой заботой относился к сиротам. В русской богословской литературе Г.М. Дьяченко известен публикациями и сборниками преимущественно назидательного, гомилетического и катехизического характера, предназначенными как для пастырей (в помощь при совершении таинства покаяния, в произнесении проповедей, в проведении внебогослужебных собеседований с прихожанами), так и для мирян. При работе над составлением книг привлекал большой круг источников: Священное Писание и святоотеческую литературу, Прологи, сборники житий святых, современные популярные богословские сочинения (в том числе западные); филологические и педагогические труды, художественную и историческую литературу; духовную и светскую периодику и др. Дьяченко постоянно сотрудничал с духовными журналами «Странник», «Православное обозрение», «Вера и разум» и др. Особой известностью пользовались его учебные пособия «Доброе слово: Книга для классного и внеклассного чтения» (М., 1888), «Луч: Первая после азбуки книга для чтения в народных училищах и церковноприходских школах» (М., 1888), «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви: Катехизические поучения: В трёх частях» (М., 1890) и такие сочинения, как «Духовные посевы» (М., 1892), «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года: В двух томах» (М., 1895), «Слова, поучения, беседы и речи пастыря Церкви на разные случаи в личной, семейной, школьной, церковноприходской, религиозно-нравственной и гражданско-общественной жизни христианина» (М., 1898). Они неоднократно переиздавались и после смерти автора (в том числе Училищным советом при Синоде). Сборники рекомендовались как учебные пособия для народных и церковноприходских школ, школ грамоты, сельских, городских и духовных училищ, для упражнений в чтении на русском и церковнославянском языках. Дьяченко занимался также созданием гомилетического свода, который должен был охватить весь богослужебный год (в свод вошли около 6 тыс. поучений). Дьяченко составил самый полный в то время словарь церковнославянского языка, включающий более чем 25 тыс. слов и выражений. В словаре приведены собранные из различных источников объяснения и толкования слов и оборотов речи, встречающихся в церковнославянской Библии, богослужебных и назидательных книгах. Словарь предназначался пастырям, преподавателям русского и церковнославянского языков, всем изучавшим памятники древнерусской и церковнославянской письменности. Однако в словаре не были отражены данные исторической филологии, не приведены все известные значения слов, не указаны источники. В книгах «Из области таинственного» и «Духовный мир», преследуя цель апологии бытия духовного мира, Дьяченко представил описания явлений душевной жизни человека и загробной жизни в земном мире, но не дал им соответственного объяснения с точки зрения православного вероучения, что послужило поводом для упрёков Дьяченко в симпатиях к спиритизму. На основании предисловий к книгам, исследователи говорят, что Дьяченко не увидел в спиритизме псевдодуховного направления, назвав его «экспериментальной (опытной) психологией».

 



 
PR-CY.ru