Словарь по христианству Д ДЮПЕН Луи Эли

ДЮПЕН Луи Эли

ДЮПЕН Луи Эли (1657–1719 гг.) – французский церковный историк, патролог. Родился в аристократической семье, по линии матери был родственником поэта и драматурга Жана Батиста Расина (1639–1699 гг.). Учился в Сорбонне, где прослушал курс богословия и получил степень бакалавра (1680 г.) и доктора (1684 г.). Основным полем научной деятельности Дюпена стала патристика. В 1686 г. он начал публикацию «Nouvelle bibliothèque universelle des auteurs ecclésiastiques» («Новая библиотека церковных авторов»; под этим названием были изданы пять томов). Издание включало краткие биографии христианских писателей, список и резюме сочинений, критический анализ стилистических особенностей и богословия, обзор выпущенных к тому времени сочинений. Труд Дюпена представлял собой первое издание сочинений отцов церкви на современном языке (хотя из-за спешки и невнимательности автора в работе есть ошибки) и был организован по хронологическому принципу. Новатор для своего времени, Луи Дюпен предложил отказаться от схоластического метода в пользу историко-критического подхода. В 1691 г. с критикой ошибок, допущенных Дюпеном, выступил бенедиктинец М. Пти-Дидье в изданном анонимно сочинении «Remarques sur la bibliothèque des auteurs ecclésiastiques de M. Du Pin» («Заметки на библиотеку церковных авторов господина Дюпена»). Луи Дюпен учёл замечания Пти-Дидье и впоследствии включил его работу в полное издание своих сочинений. Во время диспута в Наваррском коллеже с критикой Дюпена выступил сторонник августинианского богословия Жак-Бенинь Боссюэ (1627–1704 гг.), не согласный с рядом святоотеческих положений, которые расходились со взглядами Аврелия Августина (Блаженного; 354–430 гг.). 14 апреля 1696 г. по решению Парижского парламента издание «Новой библиотеки...» было остановлено. Тем не менее, Луи Дюпен продолжал работать над своим изданием. С 1694 по 1698 гг. под названием «Histoire des controverses et des matières ecclésiastiques» («История церковных дел и споров») вышли следующие девять томов его труда, охватывающие IX–XV вв. Позднее Дюпен изменил название – «Histoire de l'Église et des auteurs ecclésiastiques au XVIe siècle» («История Церкви и церковных авторов в XVI в.»). По истории XVII и XVIII вв. вышли девять томов «Bibliothèque des auteurs ecclésiastiques» («Библиотека церковных авторов»). В 1714 г. были опубликованы заключительные четыре тома – «Histoire ecclésiastique du XVIIe siècle» («Церковная история XVII в.»). Луи Дюпен также издал работы Милевского епископа в Нумидии Оптата (315–386 гг.), французских теологов Антуана Арно (1612–1694 гг.), Жана Жерсона (1363–1429 гг.) и др. После обнародования буллы папы Римского Климента XI (1700–1721 гг.) «Unigenitus» (8 сентября 1713 г.), осудившей учение янсенистского проповедника П. Кенеля, Дюпен вместе с другими профессорами Сорбонны подписал манифест янсенизма «Cas de conscience» («Вопрос совести»), за что был сослан королём Людовиком XIV (1643–1715 гг.) в Шательро и потерял кафедру в Коллеж де Франс. Большое внимание Луи Дюпен уделял межцерковным отношениям. В 1717 г. он представил русскому царю Петру I (1689–1725 гг.) униональный проект о присоединении к католической церкви православных, которых он называл «восточные схизматики». Переписка Луи Дюпена с англиканским архиепископом Кентерберийским Уильямом Уэйком (1716–1737 гг.) об объединении англиканской и католической церквей вызвала подозрения властей. В 1718 г. письма Дюпена были перехвачены, что привело к началу официального инквизиционного процесса против него.

 
PR-CY.ru