ДРУЖИНИН Александр Васильевич - Страница 2

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883 гг.), который в 1856 г. надеялся, что журнал под «командой» А.В. Дружинина быстро расцветёт, в 1861 г. называл её «глухой дырой». К началу 1861 г. Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) оставил редакцию «Библиотеки для Чтения». Обострявшаяся болезнь (чахотка) не давала ему возможности работать с прежним усердием, но всё-таки он в «Искре», «Северной Пчеле» и «Вестнике» поместил ряд юмористических фельетонов, а в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Русском Вестнике» публиковал статьи об иностранной литературе. Кроме того, Дружинин продолжал переводы драм Уильяма Шекспира (1564–1616 гг.), начатые в 1856 г. «Королём Лиром», и напечатал в «Русском Вестнике» 1862 г. (под псевдонимом Безымянного) «Прошлое лето в деревне» – впечатления человека, приехавшего в деревню после освобождения крестьян. А.В Дружинин похоронен на Смоленском кладбище. С его именем тесно связано учреждение литературного фонда. Ознакомившись из английских изданий с британским literary fund, он устно и печатно стал пропагандировать мысль об устройстве подобного общества в России и, когда его мысль встретила горячее сочувствие, принял деятельное участие в устройстве фонда и был одним из первых членов его комитета. По его имени названа и «Дружининская копейка». Литературное наследие много и быстро писавшего Дружинина занимает целых восемь убористых томов (СПб., 1865 г.). Наименее ценное в нём – юмористические фельетоны «Чернокнижникова», невысокий полёт которых имеет, однако, значительный историко-литературный интерес, как признак упадка литературных кружков в тяжёлые 1848–1855 годы. После смерти В. Белинского, отъезда Александра Ивановича Герцена (1812–1870 гг.) и наступления болезненной подозрительности последних лет дореформенной эпохи, духовная физиономия руководящих литературных групп быстро меняется. Сотрудники «Современника» (Панаев, Дружинин, Лонгинов, Гаевский, Григорович, даже изредка Некрасов), сходясь вместе, предаются «чернокнижию», т.е. сочинению юмористических посланий, поэм и всевозможных «литературных шалостей», настолько грешивших против цензуры нравов, что издавать их приходилось за границей. Кому-то из «чернокнижников» пришло на ум облечь разрозненные импровизации «чернокнижия» в одну литературную форму, связать их «нитью длинного романа». Осуществлением этого плана стало «Путешествие Ивана Чернокнижникова» Дружинина. Конечно, получилось только слабое отражение действительного «чернокнижия», но и в таком виде оно возбудило ужас в членах кружка, которые настояли на прекращении «Путешествия», поражающего позднейших читателей, главным образом, своей мелкотой. Как беллетрист, А.В. Дружинин известен большой публике только «Полинькой Сакс», хотя вторая его повесть, «Рассказ Алексея Дмитриевича», в художественном отношении гораздо выше. Причину быстрого и громкого успеха «Полиньки Сакс» исследователи видят в том, что это была одна из первых и весьма определённых попыток поставить в русской литературе «женский вопрос». Неправильно усматривали в ней только необыкновенную новизну и смелость: не только основной мотив, но и некоторые положения заимствованы из «Жака» французской писательницы Жорж-Санд (1804–1876 гг.).

 



 
PR-CY.ru