Словарь по христианству Д ДОДУЭЛЛ Генри

ДОДУЭЛЛ Генри

ДОДУЭЛЛ Генри (1641–1711 гг.) – английский богослов и церковный историк, духовный писатель. Его отец, потеряв собственность в Коннахте во время Ирландского восстания 1641 г., обосновался в 1648 г. в Йорке. Здесь Генри получил начальное образование в бесплатной школе. В 1654 г. его дядя отправил его в Тринити-Колледж в Дублине, где он, получив в 1662 г. степень бакалавра, а в 1663 г. – магистра искусств, впоследствии стал учёным и преподавателем-богословом. Возражая против религиозного служения, оставил преподавание в 1666 г., но в 1688 г. был избран Камденовским профессором древней истории в Оксфорде. В 1691 г. был лишён звания профессора из-за отказа дать присягу королю Вильгельму III (1650–1702 гг.), принцу Оранскому, и королеве Англии и Шотландии из династии Стюартов Марии II (1662–1694 гг.). Удалившись в Шоттесбрук в Беркшире и живя на доходы от небольшого состояния в Ирландии, Додуэлл посвятил себя исследованию хронологии и структуру церкви. По мнению исследователей, значительный интерес представляют его исторические и патристические работы, несмотря на сквозящую в них тенденцию доказать древнекафолический характер англиканской церкви. Историк Эдвард Гиббон (1737–1794 гг.) писал о его знаниях как об «огромных» и отмечал, что его «умение использовать факты равно приобретённым им знаниям», хотя он сильно критиковал его методы и стиль. Работы Додуэлла, посвящённые церковной структуре, согласно оценкам начала XX в., более обширные, но намного менее ценные, чем работы по хронологии, а его суждения, высказанные в них, являются куда слабее, нежели его достижения в области исследований. Благодаря своим ранним работам он оценивался как один из самых крупных исследователей среди так называемых «неджуроров». Но провозглашённая им впоследствии доктрина, согласно которой душа смертна, а бессмертием могут обладать только те, кто получил крещение от рук членов регулярно назначаемого духовенства, и поэтому они обладают привилегией, которой безнадёжно лишены инакомыслящие, не усиливала его репутацию. Его главные работы посвящены хронологии Античности: «A Discourse concerning Sanchoniathon’s Phoenician History» (1681 г.); «Annales Thucydidei et Xenophontei» (1702 г.); «Chronologia Graeco Romana pro hypothesibus Dion. Halicarnassei» (1692 г.); «Annales Velleiani, Quintilianei, Statiani» (1698 г.), а также большой трактат под заглавием «De veteribus Graecorum Romanorumque Cyclis» (1701 г.). В «Dissertationes Cyprianicae» (1684 г.) подвергнуты суровой критике сказания о мучениках. Его воззрения на богодухновенность книг Священного Писания привели его к конфликту с английской ортодоксией. Его старший сын Генри (ум. в 1784 г.) был известен как автор брошюры «Christianity not founded on Argument», ответ на которую был издан его братом Уильямом (1709–1785 гг.), который был (помимо этого) известен спором со священником Конайерсом Миддлтоном (1683–1750 гг.) по поводу описанных в Библии чудес.

 
PR-CY.ru