Словарь по христианству Д ДОБРОНРАВОВ Николай Павлович

ДОБРОНРАВОВ Николай Павлович

ДОБРОНРАВОВ Николай Павлович (1861–1937 гг.) – писатель, архиепископ Владимирский и Суздальский. Причислен к лику святых решением Архиерейского Собора в августе 2000 г. Родился в семье священника, окончил Московскую духовную семинарию (1881 г.), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1885 г.), магистр богословия (с 1886 г.); тема диссертации: «Книга пророка Иоиля». С 1885 г. – преподаватель Вифанской духовной семинарии. Был рукоположён во диакона, затем во иерея. С 1890 г. – законоучитель Александровского военного училища в Москве. Был также законоучителем седьмой Московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой, протоиереем храма св. великомученика Никиты в старых Толмачах. Принадлежал к числу либеральных московских священников, выступал за реформирование различных сторон церковной жизни. В 1905 г. был одним из наиболее либеральных деятелей Общества любителей духовного просвещения, ставшего в этот период центром активности сторонников церковных реформ. В 1917 г. стал членом Предсоборного совета. В 1917–1918 гг. – член Священного Собора Российской Православной Церкви, резко выступал против восстановления патриаршества. Напомнил Собору, что Святейший Синод был признан всеми Поместными православными церквами, призвал соборян не смущаться и верить, что Господь Сам сохранит Свою Церковь. Заметил также, что в первые три века христианской истории патриаршества не существовало. Рассматривая 34-е Апостольское правило, на которое чаще всего ссылались сторонники патриаршества, подчеркнул слова: «Епископам всякого народа подобает знати первого в них». Это, по его мнению, значило, что в пределах одного государства могут быть несколько патриархов (у всякого народа): как патриарх Грузинский, так и патриарх Украинский, Сибирский и т.д. Однако после избрания патриарха Тихона (Белавина; 1917–1925 гг.) взгляды на патриаршество у него изменились; протоиерей Николай стал одним из его соратников. Либеральные священники в 1917 г. опасались того, что патриарх может претендовать на монархическую роль в церкви, но практика не подтвердила эту точку зрения. Более того, в условиях жёсткого давления государства на церковь восстановление патриаршества выглядело принципиально важным. Во время обстрела большевиками здания Александровского военного училища в ноябре 1917 г. у него в квартире нашли приют несколько семейств офицеров. Протоиерей Николай принимал участие в похоронах юнкеров и офицеров, погибших во время взятия большевиками власти в Москве в 1917 г. В 1918 г. был назначен настоятелем храма Всех Святых на Варварской площади, 19 августа 1918 г. был приведён комиссаром Реденсом в ВЧК для получения справки о проведении обыска в храме, но был арестован и обыскан. Обвинение ему предъявлено не было, в заключении Реденса говорилось: «Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни.., хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции «тип», который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь». Однако это предложение руководством ВЧК принято не было. Содержался в Бутырской тюрьме (камера 78) до апреля 1919 г., когда был освобождён.

 



 
PR-CY.ru