Словарь по христианству Д ДОБРОКЛОНСКИЙ Александр Павлович

ДОБРОКЛОНСКИЙ Александр Павлович

ДОБРОКЛОНСКИЙ Александр Павлович (1856–1937 гг.) – историк церкви, сын протоиерея, служившего в Павловском Посаде. Окончил московское Заиконоспасское духовное училище (куда после успешно сданных экзаменов был принят сразу в третий класс), в 1876 г. – Московскую духовную семинарию, в 1880 г. со степенью кандидата богословия – в Московскую духовную академию. В академии слушал лекции историков Василия Осиповича Ключевского (1841–1911 гг.), Евгения Евстигнеевича Голубинского (1834–1912 гг.), Алексея Петровича Лебедева (1845–1908 гг.), которые оказали влияние на формирование его научных взглядов. Благодаря А.П. Лебедеву Доброклонский хорошо освоил западную историческую литературу, под его руководством написал работу «Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту “Трёх глав”: Историко-критическое исследование из эпохи V Вселенского Собора», за которую в ноябре 1880 г. получил степень магистра богословия. Эта работа вызвала интерес не только у российских, но и у зарубежных учёных, получила их благожелательные отклики (немецкий протестантский богослов Адольф фон Гарнак (1851–1930 гг.), прочитав сочинение, заявил о повышении уровня русской церковно-исторической науки). 1 августа 1880 г. Доброклонский был назначен преподавателем церковной истории в Пензенскую духовную семинарию, 27 января 1881 г. – в Рязанскую духовную семинарию, где помимо церковной истории преподавал немецкий язык (с сентября 1881 г.) и гражданскую историю (с 1888 г.). С 30 января 1882 г. – член попечительства семинарии, с мая 1883 г. регулярно назначался в состав педагогического собрания правления во время экзаменов, с 30 января 1889 г. – член и делопроизводитель совета попечительства о бедных воспитанниках семинарии. Одновременно с 1 сентября 1882 г. Доброклонский преподавал церковную историю в Рязанском епархиальном женском училище. Назначался ревизором для проверки Касимовского духовного училища (19–23 октября 1883 г.), командировался для присутствия на выпускных экзаменах в Зарайском духовном училище (8–14 июня 1887 г.) и Скопинском духовном училище (11–20 июня 1891 г.). С июля 1890 г. состоял членом совета братства святителя Василия, епископа Рязанского. С 28 октября 1884 г. Доброклонский входил в состав Рязанской учёной архивной комиссии (РУАК), в феврале 1886 г. избран в редакционную комиссию начавших издаваться «Трудов Рязанской учёной архивной комиссии», с 16 декабря 1890 г. был председателем исторического отделения комиссии. В начале 1886 г. приступил к разборке и описанию дел Рязанского исторического архива, к февралю того же года привёл в порядок 400 дел. На заседании РУАК 8 февраля 1886 г. выступил с докладом на тему «Из архива Солотчинского монастыря», к концу года описал 1245 столбцов хроники Солотчинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и составил систематическую картотеку. Впоследствии продолжал работать с архивом обители, составлять описи и издавать работы по её истории, в частности, «Очерки из жизни Солотчинского монастыря в XVII в.» и «Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне в XVII в.», опубликованные в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских». Работы Доброклонского стали значительным вкладом в исследование вотчинного монастырского хозяйства.

 



 
PR-CY.ru