ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич - Страница 10

Первый рецензент этой работы Дмитриевского, Красносельцев оценил её очень высоко, отметив, что издание «должно составить целую эпоху в истории православной литургической науки и послужить основой для полного переустройства многих самых важных ее отделов». Издание древних литургических памятников вводило в научный оборот новые источники, без которых реконструкция истории православного богослужения была бы невозможна. Принцип подачи текста, которым руководствовался Дмитриевский, отличался от принципа, принятого в современной науке: он публиковал только те тексты, которые, по его мнению, представляли особый интерес, часто выпуская из рукописей целые куски, делая сокращения и проч. Но даже несмотря на пропуски, издание Дмитриевского имеет большое значение, потому что многие из использованных им рукописей до настоящего времени не опубликованы, а некоторые из них уже утрачены. «Евхологий Сарапиона, епископа Тмуитского», найденный и впервые опубликованный Дмитриевским, имеет большое значение для истории раннехристианского богослужения. Но литургикой этого периода Дмитриевский специально не занимался, основной интерес для него представляли рукописи византийского Евхология и различные редакции греческих Типиконов. В частности, Дмитриевский издал, дополняя и исправляя публикацию А. Пападопуло-Керамевса, так называемый Святогробский Типикон, сопроводив публикацию историко-литургическими комментариями («Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X вв.». Казань, 1894). Работа Дмитриевского «Древнейшие патриаршие Типиконы – Святогробский иерусалимский и Великой Константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование» (Киев, 1907) явилась продолжением его исследования иерусалимского Святогробского Типикона и константинопольского Типикона Великой церкви; она содержит важные для истории литургики выписки из Дрезденского Апостола. Дмитриевскому принадлежит и множество работ церковно-практической направленности, в которых он применяет методы и аппарат критической литургики для решения возникавших в пастырской и приходской богослужебной практике частных вопросов. К этим работам, в первую очередь, относится большая серия статей на разные темы, опубликованных в 1885–1903 гг. в журнале «Руководство для сельских пастырей». Статьи, которые были посвящены различным чинам хиротесий и хиротоний, составили книгу «Ставленник...» (Киев, 1904), доныне актуальную как с практической, так и с научной точки зрения. В той же серии было издано и небольшое, но весьма важное исследование Дмитриевского о древнейшей сохранившейся греческой рукописи Часослова. Дмитриевский как рецензент подвергал рецензируемые им работы чрезмерно строгой критике, но это не исключало весьма важных научных замечаний и дополнений по теме работы. В отзыве на сочинение протоиерея М.И. Орлова «Литургия свт. Василия Великого: Первое критическое издание» (СПб., 1909) он писал о формировании окончательного текста литургийного формуляра в стандартных печатных изданиях; в приложении к рецензии он опубликовал ряд диатаксисов Божественной литургии по различным славянским и греческим рукописям. Исследование Дмитриевского об истории исправления текста русского Служебника в середине – второй половине XVII в. было опубликовано А.Г. Кравецким только в 2004 г. Всего с 1878 по 1928 г. Дмитриевский издал более 200 статей археологического и историко-литургического содержания, рецензии на исследования по литургике, отзывы на диссертации, некрологи и проч. В его архиве хранится ещё ряд неопубликованных сочинений, созданных после 1917 г., в том числе обширная работа «Яков Гоар и его Евхологий 1647 г.», над которой Дмитриевский трудился в течение многих лет, исследования о византийском придворном церемониале («Историко-археологические и критические этюды к «Обряднику» в издании Рейске» и «Устав Константина Порфирородного, исследование текста»), лекции по литургике разных лет, озаглавленные как «Наука о православном богослужении», и др.



 
PR-CY.ru