ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич

ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич (1856–1929 гг.) – крупнейший русский литургист, византинист, церковно-политический деятель, писатель. Родился в семье псаломщика (впоследствии диакона) Афанасия Петровича и Елены Феодоровны. К духовному сословию принадлежали все поколения рода Дмитриевских по мужской линии. К родителям Дмитриевский сохранял любовь и почтение на протяжении всей их жизни: будучи профессором, посылал им ежегодное содержание; его мать в 1898 г. совершила с ним паломничество к святым местам Палестины. Не обладавший, по словам родных, от природы выдающимися способностями, Дмитриевский прилежанием и усердием развил их в себе во время обучения. Читать он научился ещё в родительском доме по Евангелию и Житиям святых; с раннего детства любил богослужение и помогал священнослужителям в алтаре. Окончил Астраханские духовное училище, духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1882 г.) со степенью кандидата богословия. Первая печатная работа была посвящена церковной истории Астраханского края («Сочувствие жителей селения Самозделки (Астраханской губернии) к воинам, проливающим кровь свою за единоверных нам братьев-славян Балканского полуострова»). Его учителем в академии был Н.Ф. Красносельцев, под руководством которого Дмитриевский написал кандидатское сочинение «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.», использовав для этого рукописный фонд Соловецкого монастыря, незадолго до того перевезённый в Казань; в течение четырёх месяцев он работал также с московскими собраниями. В Москве пользовался советами известного канониста профессора А.С. Павлова, который предоставил ему свою библиотеку и помогал в занятиях палеографией. В мае 1882 г. после окончания академии Дмитриевский получил назначение преподавателя гомилетики и литургики в Самарскую духовную семинарию. Вскоре по ходатайству ректора Казанской духовной академии протоиерея Александра Владимирского был оставлен при академии и после пробных лекций и защиты диссертации pro venia legendi в ноябре 1882 г. избран приват-доцентом кафедры церковной археологии и литургики. В 1882/1883 учебном году читал студентам первого и второго курсов историю русского богослужения с IX в. до времени митрополитов Киприана и Фотия включительно, а студентам четвёртого курса – историю богослужебных книг. Осенью 1883 г. Дмитриевский представил магистерское сочинение «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», защита которого состоялась 11 (13, по сведениям Дмитриевского) декабря (диплом от 17 декабря 1883 г.). В речи перед защитой Дмитриевский обосновывал исторический метод датировки литургических рукописей. Вывод диссертанта был таков: «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке – зеркало богослужения Православного Востока, к которому и надлежит обратиться для разрешения литургических проблем, предварительно сделав известным богатое литургическое рукописное предание, рассеянное по малодоступным монастырским библиотекам Востока» (работа была опубликована в Казани в 1884 г.). После двухлетнего преподавания в Казанской духовной академии Дмитриевский получил кафедру литургики и церковной археологии в Киевской духовной академии, с которой была связана его дальнейшая многолетняя профессорская деятельность. Согласно Уставу 1884 г., лекции по церковной археологии и литургике стали обязательными для всех студентов.

 



 
PR-CY.ru