ДЖОБЕРТИ Винченцо - Страница 4

Поэтому одной из характерных черт философии Джоберти является её антипсихологизм. Джоберти протестует против начавшегося, по его мнению, с Рене Декарта (1596–1650 гг.), распространения психологизма на сферу философской мысли, в результате которого онтология превратилась во второстепенный момент философии. В частности, Джоберти вёл активную борьбу с идеологическим психологизмом А. Розмини. Разумеется, антипсихологизм Джоберти вовсе не означает враждебного отношения к психологии как науке. Стремясь преодолеть психологизм современной ему философии, итальянский мыслитель хочет определить первичное суждение, которое, во-первых, должно быть причастно миру божественно Сущего, во-вторых, должно быть причастно миру человеческой мысли, в-третьих, быть проникнутым безусловным единством и безусловной объединённостью в себе. Первичное суждение, отвечающее всем этим требованием, он называет идеальной формулой, определяя её так: «Сущее творит существующее». Эта формула и является основой всех его философских исследований. По мнению Джоберти, спасти свободу и автономию личности, спасти от «болота субъективизма» (особенно в политике) может только эта формула онтологизма. Кстати, и свой опыт новой классификации знаний он строит, опираясь на идеальную формулу. Поэтому и предлагаемая им классификация (в отличие от других предложенных), начиная с Фрэнсиса Бэкона (1561–1626 гг.), классификаций носит не эмпирический характер, а онтологический. Джоберти считал, что лишь с отысканием идеальной формулы становится возможным истинное разрешение проблемы органической энциклопедии. С помощью диалектической проверки он показывает, что идеальная формула тождественна по смыслу с суждением «Сущее есть». Тем самым он, по его мнению, доказывает достоверность и аподиктичность идеальной формулы. Кроме этого, Джоберти стремится показать, что все спорные философские вопросы (как гносеологии, так и онтологии) неразрешимы без помощи идеальной формулы. Лит.: Эрн В. Критика новой философии Джоберти. Вопросы философии и психологии. 1914. № 5; Эрн В. Спор Джоберти с Розмини. Известия Тифлисских высших женских курсов. 1914. Т. 1. Вып. 1; Эрн В. Философия Джоберти // Вопросы философии и психологии. Кн. 129–130 М., 1915; Эрн В. Философия Джоберти. М., 1916; Эрн В. Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии // Вопросы философии и психологии. 1916. Т.1; Эрн В. Основная мысль второй философии Джоберти // Вопросы философии и психологии 1916. Т. 2–3; Эрн В.Ф. Жизнь и личность Джоберти / / Русская мысль. 1916. Кн. IV; Эрн В. Философия Джоберти. М., 1916// Франк С.Л. Русская мысль. 1916. Кн. IX; Шпет Г. Философия Джоберти (По поводу книги В. Эрна «Философия Джоберти») // Мысль и Слово. Москва, 1917. Т.1; Дёмин Р.Н. «Идеальная формула» Винченцо Джоберти и нравственное здоровье нации // Etnos и aesthesis современного философствования. Материалы всероссийской научной конференции 14 ноября 2003 г. Санкт-Петербург. СПб., 2003; Шишкина-Ярмоленко Л.С. О концепции второго творения Джоберти-Эрна // Православие и молодёжь. Материалы Международного молодёжного конгресса 3–5 марта 2005 года. СПб., 2005.



 
PR-CY.ru