ДЖОБЕРТИ Винченцо - Страница 3

Однако в апреле 1848 г. Пий IX осуществил крутой поворот в политике Папского государства, оказавшись от любых действий в поддержку войны с Австрией. Папа объявил, что отвергает коварные советы тех, кто хотел бы, чтобы «римский первосвященник встал во главе новой республики, которая должна объединить все народы Италии» Таким образом, неогфельским иллюзиям и вере огромного числа патриотов, возлагавших надежды на папу, был нанесён сокрушительный удар. Неогфельская идея Джоберти потерпела крах. Тем не менее, он сыграл значительную роль в объединении Италии. В отношении новой философии Джоберти занял резкую позицию: А. Розмини хотел реформировать новую европейскую мысль, сблизив её со средневековым томизмом, а Джоберти пытался восстановить в полной мере забытые методы античного и святоотеческого философствования. В начале «Введения в изучение философии» он писал: «В настоящее время в Европе нет больше философии. Во Франции философия уже умерла, в других странах находится при последнем издыхании. Та небольшая частица умозрения, которая осталась ещё в книгах и школах, напоминает судороги умирающего и движение гальванизированного трупа». Джоберти считал, что новая философия коренным образом испорчена ложным методом, состоящим в универсальном психологизме. Вместо того чтобы отправляться от объекта, вся новая философия (за исключением Николя Мальбранша) отправляется от субъекта. Разрыв с онтологизмом начинается схоластикой, и в нём повинен уже Фома Аквинский. Но «главный извратитель новой философии – Рене Декарт»: он вводит в философию протестантский принцип индивидуализма и психологизма, превращает Сущее во второстепенный и незначительный момент мировоззрения, строит всю науку на абсолютном скептицизме, будто на абсолютном сомнении можно что-нибудь обосновать. Он отрывается от вселенского и богооткровеннного слова церковного предания. Но поскольку вне слова невозможна никакая мысль, то Декарту приходится после пышных фраз самым нефилософским образом примкнуть к слову обыкновенной житейской традиции. Согласно Джоберти, на принципах Декарта можно возвести лишь ту «гипотетическую науку феноменов», которой гордился XVIII в. Сенсуализм Джона Локка (1632–1704 гг.) и Этьенна Бонно де Кондильяка (1715–1780 гг.) – законные детища Рене Декарта. Точно так же из его принципов с необходимостью следует отрицание как материальной, так и духовной реальности, т.е. философия Джорджа Беркли (1685–1753 гг.) и Дэвида Юма (1711–1776 гг.). Протестантская Германия, считал он, более религиозная, чем Франция, стремится сохранить кафолический принцип в философии, перенести центр в Сущее и тем победить психологизм (но это ей не удаётся). По мнению Джоберти, в теоретической философии Иммануил Кант (1724–1804 гг.) – чистейший психологист. Протестантский принцип торжествует в «Критике чистого разума», и хотя глубиной немецкая мысль бесконечно превосходит французскую, всё же до истинного онтологизма она добраться не может.

 



 
PR-CY.ru