ДАВИД Аугсбургский - Страница 2

Трактат «De compositione» состоит из трёх частей. Сам автор отмечал, что внутренняя структура трактата недостаточно продумана, и объяснял это в прологе ко второй части тем, что было мало времени для сочинительства (quia non potui in otio et quiete ista colligere). Первая часть «De compositione exterioris hominis ad novicios» («К новициям о формировании внешнего человека») представляет собой руководство для новициев, вступающих в орден, которые должны порвать с миром и его искушениями и сосредоточиться на «возведении» («aedificatio») духовной жизни. Эта часть переводилась на немецкий и голландский языки. Главы 27–41 содержат описание опасностей, которых новиции должны избегать. Иногда эти главы особо выделялись в рукописях или переписывались как самостоятельное сочинение под заголовком «Viginti passus de virtutibus bonorum Religiosorum ad novitios» («Двадцать шагов для новициев о добродетелях праведных людей духовной жизни»). Во второй части трактата «Formula de interioris hominis reformatione ad proficientes» («Формула для продвинувшихся (по пути совершенствования) о преобразовании внутреннего человека») говорится о путях и средствах исцеления испорченной природы человека. По мнению Давида Аугсбургского, духовное совершенствование призвано привести к возрождению (reformatiо) духовных сил – разума (ratio), воли (voluntas) и памяти (memoria) – как образов Святой Троицы (imago Trinitatis) в человеке. В третьей части «De septem processibus religiosorum» («О семи шагах монахов») автор рассказывает о ступенях на пути к духовному совершенству. В седьмом шаге, ступени мудрости (sapientia), он излагает учение о молитве. Проповедник описывает процесс созерцания (contemplatiо), которое включает ликование (iubilus), опьянение духа (ebrietas spiritus), духовную радость (spiritualis iucunditas), плавление (liquefactiо), благочестие (devotiо), а также откровения и видения. Тем не менее, главные требования, предъявляемые к новициям, – это послушание, жертвенность, стремление к духовному совершенствованию. Давид Аугсбургский является автором ряда небольших латинских трактатов, развивающих и дополняющих тематику «De compositione»: три посланий к новициям, трактатов «De officio magistri novitiorum» («О должности наставника новициев»), «Tractatus de oratione» («Трактат о молитве»), «Expositio regulae» («Толкование правила; сохранился во фрагментах), «Septem gradus orationis» («Семь ступеней молитвы»). С разной долей вероятности ему приписывается ряд сочинений на средневерхненемецком языке: «Die sieben Vorregeln der Tugend» («Семь главных заповедей добродетели»), «Der Spiegel der Tugend» («Зерцало добродетели»), «Kristi Leben unser Vorbild» («Жизнь Христова – наш образец») с продолжением «Von der Offenbarung und Erlösung des Menschengeschlechts» («Об Откровении и спасении человеческого рода»), «Die vier Fittige geistlicher Betrachtung» («Четыре крыла духовного созерцания»), «Von der Anschauung Gottes» («О созерцании Бога»), «Von der Erkenntnis der Wahrheit» («О познании истины»), «Von der unergründlichen Fülle Gottes» («О неизбывной полноте Господней»), «Betrachtungen und Gebete 1–12» («Созерцания и 12 молитв»), «Die sieben Stapheln des Gebetes» («Семь ступеней молитвы»), комментарии к молитвам «Pater noster» и «Ave Maria». Основной корпус немецкоязычных сочинений, приписываемых Давиду Аугсбургскому, частично пересекается с корпусом трактатов, которые сохранились в пяти рукописях, созданных в среде аугсбургских францисканцев и содержащих сочинения по богословию, аскезе и мистике под общим названием «Der Baumgarten geistlicher Herzen» («Сад духовных сердец»). Два списка «Сада...» (Баварская национальная библиотека, Мюнхен) содержат в качестве глав 202 и 203 трактат «Die sieben Vorregeln der Tugend».

 



 
PR-CY.ru