ДАВИД Аугсбургский

ДАВИД Аугсбургский (около 1200 или 1210–1272 гг.) – немецкий францисканец, автор мистико-аскетических сочинений. О его жизни и деятельности исследователям известно мало. Хроники францисканского ордена (не раньше 1320 гг.) сообщают лишь его дату смерти и место погребения – алтарная часть церкви миноритов (до настоящего времени не сохранилась), днём его поминовения в ордене считается 19 ноября (вероятно, день погребения). Исследователи предполагают, что Давид Аугсбургский вступил во францисканский орден в Регенсбурге. Первый монастырь францисканцев появился около 1226 г. (в Аугсбурге – в 1243 г.). Давид Аугсбургский получил богословское образованиев монастыре, однако данные, подтверждающие, что он (как и Бертольд Регенсбургский) учился в орденской школе в Магдебурге, отсутствуют. Согласно орденским хроникам XV в., Давид Аугсбургский в 1235–1250 гг. был наставником новициев в Регенсбурге, до середины XX в. считался наставником Бертольда Регенсбургского (ум. в 1220 г.), что основывалось на посвящении некоему брату Бертольду (fratri Bertholdi) сочинения «De compositione». В настоящее время исследователи пришли к выводу, что отождествление «брата Бертольда» с Бертольдом Регенсбургским безосновательно, тем более что послание к новициям, содержащее посвящение Бертольду, появляется в рукописной традиции лишь в XV в. Известно об участии Давида Аугсбургского в проповеднических странствиях Бертольда Регенсбургского как «socius», т.е. спутника и товарища («der mit bruder perchtolt gieng». В Баварской национальной библиотеке хранится рукопись, где говорится, что (Давид), который ходил с братом Бертольдом, «vagando per diversas terras» («странствуя по разным землям»). В 1246 г. вместе с Бертольдом Регенсбургским, канониками Генрихом Лерхенфельдским и Ульрихом Дорнбергским Давид Аугсбургский был назначен папским визитатором регенсбургских монастырей канонисс-августинок Нидермюнстер и Обермюнстер. Впоследствии он вернулся в Аугсбург (дальнейшие сведения о нём вплоть до смерти 15 ноября 1272 г. отсутствуют). Согласно более позднему орденскому преданию, Бертольд Регенсбургский, произносивший в это время проповедь далеко от Аугсбурга, мистическим образом почувствовал кончину Давида Аугсбургского и в память о нём процитировал строки из гимна «Iste Confessor»: «Qui pius, prudens, humilis, pudicus, / Sobriam duxit sine labe vitam» («Тот, кто благочестив, мудр, смиренен, стыдлив, / Целомудрен, вёл жизнь благоразумную и безупречную»). Давиду Аугсбургскому принадлежит значительное число сочинений на латинском языке. Главное – трактат «De exterioris et interioris hominis compositione secundum triplicem statum incipientium, proficientium et perfectorum» («О формировании внешнего и внутреннего человека в соответствии с трояким положением начинающих, продвинутых и совершенных»), который был написан в период его пребывания в Регенсбурге и адресован регенсбургским новициям. Позднее сочинение получило статус официально рекомендованного генеральными капитулами руководства по духовной жизни и аскезе для новициев, приобрело популярность за пределами францисканского ордена. Основу учения Давида Аугсбургского о совершенствовании духовной жизни составляет концепция трёхчастного пути (triplex via). Исследователи полагают, что он не был знаком с содержащим аналогичные идеи трактатом «De triplici viа» Бонавентуры (1217/1221 – 1274 гг.) и опирался в своих построениях, в основном, на сочинение «Epistola ad fratrеs de Monte Dei» («Послание к братьям из Мон-Дьё») Вильгельма из Сен-Тьерри (около 1085 – 1148 гг.), которое он ошибочно приписал богослову-мистику Бернарду Клервоскому (1090–1153 гг.).

 



 
PR-CY.ru