ДОРОФЕЙ IV ибн аль-Ахмар

ДОРОФЕЙ IV ибн аль-Ахмар – Антиохийский патриарх (1604–1611 гг.); по иным данным – с 1585 по 1597 гг. В миру носил имя Абд аль-Азиз и был одним из христианских старейшин (шейхов) Дамаска; известен его сын, диакон Ризкалла. Предшественник Дорофея IV патриарх Иоаким VI ибн Зияде (1593–1604 гг.), состарившись и потеряв зрение, вызывал недовольство дамасской православной общины, которую возглавлял шейх Георгий ибн Самур и которая в начале XVII в. имела наибольшее влияние в Антиохийской церкви. Дамасцам был нужен более молодой и энергичный иерарх, способный отстаивать их интересы перед мусульманскими властями. Они вынудили патриарха Иоакима VI рукоположить Абд аль-Азиза, в монашестве принявшего имя Дорофей, в «митрополиты патриаршей кельи» (должность, периодически вводившаяся в патриархате для управления Дамаском и его округой). По некоторым данным, возведение Дорофея IV на патриаршество также пришлось совершить патриарху Иоакиму VI, который затем покинул город и ушёл в Синайский монастырь, где вскоре скончался. Позднейшие летописцы не одобряли столь активное вмешательство мирян в дела церковного управления, однако о Дорофее IV отзывались положительно, как о мудром администраторе и достойном иерархе. Он сумел добиться отмены налогов, взимавшихся османами с духовенства, снижения податей, которыми облагались христиане, и замены мусульманских сборщиков налогов на единоверцев, т.е. введения системы внутриобщинной круговой поруки, менее обременительной для христианского населения. В случае необходимости Дорофей IV не боялся идти на конфликт с местными мусульманскими властями; имеются сведения о его поездке в Стамбул с жалобой на градоначальника (мутасаллима) Антиохии, который после этого был смещён. В то же время патриарх выступал как суровый и властный глава духовенства, добивался неукоснительного повиновения епархиальных архиереев и выплаты ими патриаршему престолу положенных сборов. По этой причине у Дорофея IV появились враги, желавшие от него избавиться. Согласно одной из версий, патриарх был отравлен во время поездки по епархиям и скончался в сел. Хасбайя в юго-восточном Ливане, где и был погребён.

 
PR-CY.ru