Словарь по христианству Д ДОМН I

ДОМН I

ДОМН I – Антиохийский епископ (около 268 – около 272 гг.); по иным данным – с 270 по 273 гг., преемник Павла I Самосатского (около 260 – 272 гг.; по иным данным с 267 по 270 гг.). В «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (около 263 –340 гг.), сообщая об осуждении Павла на одном из Антиохийских соборов, приводит послание его участников, в заключение которого говорится об избрании новым епископом «Домна, сына блаженного Димитриана, славно до него (Павла) управлявшего той же епархией». Поскольку одним из адресатов послания является Римский епископ Дионисий (259–268 гг.), скончавшийся 26 декабря 268 г., Собор исследователи относят к 268 г. Из соборного послания также следует, что Домн I приходился сыном Антиохийскому епископу Димитриану (около 255 – до 261 гг.). Согласно позднейшей арабской «Хронике Сеерта» (не ранее IX в.), Домн I был его племянником по линии брата. Павел I Самосатский не признал решения Собора, и епископство Домна I стало для Антиохии первым прецедентом разделения кафедры и общины между двумя предстоятелями – православным и еретиком. Опираясь на поддержку пальмирской царицы Зиновии (240 – после 274 гг.), захватившей контроль над Сирией, Павел I Самосатский продолжал занимать епископскую резиденцию до середины 272 г., когда римский император Аврелиан (270–275 гг.) одержал победу над Зиновией. По сообщению Евсевия Кесарийского, христиане сами обратились к императору за разрешением церковного конфликта, и он распорядился отдать церковный дом тому, кто состоит в переписке с италийскими епископами (в первую очередь, Римским). В результате Павел I Самосатский был изгнан, однако Евсевий не пишет, продолжал ли к этому времени Домн I стоять во главе православной партии. Степень достоверности всего рассказа Евсевия исследователям неясна. По сведениям византийского хрониста Георгия Синкелла (IX в.), Домн I занимал кафедру три года, согласно Константинопольскому патриарху Никифору I (806–815 гг.), – два года. Его преемником был избран Тимей (274–283 гг.), о чём Иероним Стридонский (342 –  419/420 гг.) сообщает в хронике под 271/272 г. Таким образом, точная продолжительность и обстоятельства пребывания Домна I на Антиохийском престоле из-за крайней скудости источников исследователям остаются неясными. В Мартирологе Иеронима блаженного (первая половина V в.) под 2 января значится память «Antiochia (I) siridoni/Isidori episcopi», однако эту запись исследователи признают ошибкой переписчика, поскольку Антиохийский епископ с подобным именем неизвестен. Согласно конъектуре Л. Хольстена, опирающейся на вариант из рукописи Vat. Reg. 435 «Antiochiae Syriae Doni episcopi» и принятой впоследствии Ж.Б. дю Соллером и Ипполитом Делеэ (1859–1941 гг.), указание Мартиролога Иеронима исследователи считают относящимся к Домну I. Эта заметка воспроизведена как память епископа Исидора в Мартирологе Узуарда, откуда она была перенесена в Римский Мартиролог вместе с памятью епископа Сиридона. Несмотря на то что составитель Цезарь Бароний (1538–1607 гг.) не смог соотнести последнее имя с определённым местом, а в качестве источника указывал Мартиролог Беды Достопочтенного, эта память, очевидно, также происходит из искажённой записи Мартиролога Иеронима. Кроме того, в Мартирологе Иеронима под 20 марта отмечена память «Домна в Сирии» (среди других имён), а 30 ноября – «Домна в Антиохии» (отдельно); однако вопреки предположению Ипполита Делеэ вряд ли здесь имеется в виду Домн I.

 
PR-CY.ru