Словарь по христианству Д ДОРОФЕЙ II

ДОРОФЕЙ II

ДОРОФЕЙ II (Аталла) – Иерусалимский патриарх в 1491 1534 гг. (по другим данным, в 1506–1537 гг. Его арабское имя Аталла (в переводе «Божий дар»); греческие летописцы XVII в. перевели как Дорофей (под этим именем он фигурировал в позднейших исторических сочинениях). Его патриаршество пришлось на переломную эпоху, когда мамлюкский султанат, 250 лет контролировавший Восточное Средиземноморье, был сокрушён османами, и православный Восток более чем на 400 лет оказался под властью Османской империи. Практически тогда же управление Иерусалимской церковью перешло от арабов к грекам; Дорофей II был последним палестинским арабом на Иерусалимской кафедре. В этом качестве он упоминается всеми авторами, обращавшимися к истории Иерусалимской церкви. Однако это почти всё, что о нём известно; какие-либо дополнительные сведения о личности и эпохе Дорофея II крайне скудны. Так, не вполне ясен год его вступления на кафедру. В «Истории» патриарха Досифея II Нотары (1669–1707 гг.) и у других восходящих к нему авторов период патриаршества Дорофея II определяется в 43 года, соответственно начало его относится к 1491 г. Монах Прокопий Назианзин (ум. после 1833 г.) считал, что Дорофей II был патриархом 41 год и взошёл на престол в 1493 г. (Ж. Насралла датирует начало его патриаршества 1506 г.). На рубеже XV и XVI вв. политика мамлюкских властей на Святой земле, направленная на жёсткое подавление немусульманских общин, усугублялась хозяйственным и экологическим кризисом в Палестине и натиском кочевников. Начался исход христианского населения из Хеврона и селений Заиорданья, были оставлены монастыри в пустыне. Упадок палестинского православия лишь частично компенсировался притоком в Святую землю монахов из других православных стран – греков, грузин, славян. Так, около 1504 г. сербские монахи вновь заселили покинутую лавру Саввы Освященного. Малоуспешная борьба мамлюков с португальским флотом в Индийском океане болезненно сказывалась на положении ближневосточных христиан. Султан Кансух аль-Гури (1501–1516 гг.) в 1503 г. угрожал разрушить святые места Палестины, в 1511–1512 гг. был закрыт доступ христиан в храм Гроба Господня. Османы, завоевавшие в 1516–1517 гг. Сирию и Египет, проводили более веротерпимую политику. Из греческого предания более позднего времени известно, что Дорофей II пользовался особой благосклонностью султанов Селима I Грозного (1512–1520 гг.) и Сулеймана I Великолепного (1520–1538 гг.), которые утвердили привилегии православной церкви на владение всеми палестинскими святыми местами и подчинили власти Иерусалимского патриарха общины грузин, сербов и абиссинцев. Европейские учёные сомневаются в подлинности этих грамот. Источники же начала XVI в. свидетельствуют, что ряд наиболее почитаемых мест поклонения (в том числе храм Рождества Христова в Вифлееме) в это время находились под контролем францисканских монахов. Включение Ближнего Востока в состав Османской империи значительно облегчило контакты между поместными православными церквами. Около 1524 г. Константинопольский патриарх Иеремия I (1522–1545 гг.) совершил паломничество в Святую землю. Во время его отсутствия Созопольский митрополит Иоанникий I (1524–1525 гг.) захватил Константинопольский престол. Тогда Иеремия I, Дорофей II, а также прибывшие в Иерусалим Александрийский патриарх Иоаким I Афинянин (1487–1567 гг.) и Антиохийский патриарх Михаил V (1523/1524 – 1529 гг.) соборно низложили Иоанникия I, и Иеремия I с почётом вернулся на свою кафедру. В 1525 г. османские власти провели в Палестине первую перепись населения. Так, в Иерусалиме насчитывалось 635 домов мусульман, 199 – иудеев и 129 домов христиан, в том числе 96 семейств мелькитов (православных). Крупные христианские общины отмечены в соседних селениях Вифлеем (61 семейство) и Бейт-Джала (129 семейств), а также в Газе (233 дома), Лидде (129 домов) и ряде других городов (в действительности численность христианского населения могла быть значительно выше). Палестину эпохи Дорофея II описали несколько известных паломников: Арнольд фон Харф (1498 г.), Мартин Баумгартен (1507–1508 гг.), Игнатий Лойола (1523 г.).

 
PR-CY.ru