ДОСИФЕЙ II Нотара - Страница 10

В сборник вошли также сочинения Константинопольского патриарха Григория II Киприота (1283–1289 гг.) «Слово об исхождении Святого Духа», «Антирритик против кощунственных догматов Векка, изданное прежде, чем по повелению Божию он (Григорий Кипрский) взошёл на патриарший трон», анонимный трактат «О богословии, или Изъяснение символа (веры), Михаила Псёлла (1018 – около 1078 гг.) «Всестороннее учение», Никифора Влеммида (1197–1272 гг.) «Слово к монахам основанного им монастыря»; «Три слова об опресноках против латинян» Иерусалимского патриарха Иоанн VIII Ксифиллина (1064–1075 гг.); в качестве вступления к сочинению Иоанна VIII опубликована заметка Досифея II Нотары «О том, сколько Иерусалимских патриархов носили имя Иоанн»; послания Константинопольского патриарха Иеремии II (1572–1579 гг.) «О нововведённом латинянами календаре» и деяние Константинопольского собора 1583 г.; два антилатинских письма Кирилла I Лукариса; анонимный трактат «Против латинян»; последование, составленное на Константинопольском соборе 1484 г. (для принятия латинян в православие); письмо Досифея II Нотары к митрополиту Петры Аравийской Дорофею; «Окружное послание ко всем православным христианам», «Исповедание веры, прочитанное на Ферраро-Флорентийском соборе» святителя Марка Эфесскиого (1392–1444 гг.), «Православное исповедание веры Восточной Кафолической и Апостольской Церкви» Киевского митрополита Петра Могилы (1596–1646 гг.), исправленное и переведённое на греческий язык в 1642 г. Мелетием Сиригом. Вместе с «Православным исповеданием...» был издан трактат «О трёх добродетелях: вере, надежде и любви» иеромонаха Виссариона Макриса (1635–1699 гг.) из Янины (в предисловии, обращённом к православным читателям, Досифей II Нотара резко полемизирует с ересями кальвинистов и лютеран, с иезуитами, повествует об истории появления и исправления «Православного исповедания...» митрополита Петра Могилы). Среди изданных есть сборник трактатов против примата Римского папы «Томос радости». Главное богословское сочинение Досифея II Нотары – «Исповедание православной веры». Вместе с актами Иерусалимского собора 1672 г. оно было составлено им накануне открытия заседаний. В соборных актах Иерусалимский патриарх опровергает утверждение некоторых протестантских богословов о близости православия к учению Реформации. На основании цитат из проповедей патриарха Кирилла I Лукариса Досифей II Нотара попытался доказать, что тот учил православно и не мог быть составителем приписываемого ему «Восточного исповедания...» (единственная вина Кирилла I Лукариса состоит в том, что он не выразил однозначного отношения к этому документу). Сочинение «Исповедание православной веры» Досифей II Нотара предложил взамен псевдоправославному «Восточному исповеданию...». В его сочинении, имеющем ту же структуру, что и «Восточное исповедание...», даны определения основных догматов (в частности, исповедуется вера в изменение сущности Святых Даров в Евхаристии) и обозначены основные отличия православия от протестантизма и католичества. Существует две редакции «Исповедания...». Первая (1672 г.) впервые изданная вместе с актами Иерусалимского собора в Париже в 1676 г., а в 1678 г. с латинским переводом, стала наиболее распространённой (она претерпела 11 переизданий). Вторая, исправленная и дополненная противокатолической полемикой, была издана самим Досифеем II Нотарой в Бухаресте в 1690 г. вместе с актами Иерусалимского собора под названием «Меч на кальвинское безумие» и сочинением Мелетия Сирига (переиздана лишь в 1949 и 1968 гг. Иоанном Кармирисом).

 



 
PR-CY.ru