ДИОСКОР I - Страница 2

Сохранились также две выдержки из этого послания на греческом языке. В духе «одноприродной» христологии Диоскор высказывается и во фрагменте из неизвестной работы, который сохранился на коптском языке: «Господь Иисус, Эммануил, наш Господь, никогда не был разделён во всех Своих делах; но только один Господь, только одна природа; Он имел лишь одну волю; и божество соединено с человечеством, как душа соединена с телом». В другом отрывке, осуждая Евтихия за его крайние взгляды на воплощение Христа, Диоскор отрицает различие между понятиями «природа» и «ипостась/лицо», введённое Халкидонским определением. Сохранилось на коптском языке приписываемое Диоскору «Похвальное слово Макарию из Ткоу» (в настоящее время этот рассказ о Халкидонском соборе признаётся подложным и датируется VI в.). В «Истории Диоскора» Феописта содержится шесть анафематизмов против Халкидонского собора, составленных, как полагают исследователи, Диоскором. Их суть сводится к обвинению участников Собора в том, что они противоречат Никейской вере, вводя в Святую Троицу иную природу, тем самым чуть ли не представляя четвёртой ипостаси; попирают правила и каноны отцов церкви; некоторые из присутствовавших в Халкидоне разрушили то, что они же установили в Эфесе, и, созвав новый Собор о вере, подпали под анафему, которой сами же угрожали за такое преступление; извратили учение отцов церкви и приняли послание Льва I Великого; приняли в общение несториан (Иву и др.); различают, согласно несторианскому учению, во Христе две природы, разделённые по своим свойствам, воздавая Христу два поклонения, называя отдельно Богом и отдельно человеком. В дальнейшем эти анафематизмы были использованы монофизитскими богословами Филоксеном Маббугским (ум. в 523 г.) и Иаковом Барадеем (ум. в 578 г.) в полемике со сторонниками четвёртого Вселенского собора. До смерти Александрийского архиепископа Кирилла Великого (27 июня 444 г.), Диоскор занимал пост архидиакона Александрийской церкви. Он был его преемником по кафедре и, возможно, родственником, известен преследованиями его племянника, священника Афанасия, выступившего обвинителем Диоскора на Халкидонском соборе. По своим воззрениям Диоскор принадлежал к тем крайним последователям Кирилла Александрийского, сдерживать которых ему стоило немалого труда. Глубоко убеждённый монофизит, он не хотел знать того, что было в воззрениях Кирилла, так сказать, педагогического, дисциплинирующего богословскую мысль, и отвергал всё, что не было высказано там прямо. Самые крайние выражения догмата, вылившиеся в полемическом увлечении, были для Диоскора и наилучшими. Его избрание на Александрийскую кафедру было благожелательно встречено церковными лидерами как на Востоке, так и на Западе. Феодорит Кирский поздравил нового Александрийского предстоятеля с избранием, подчёркивая его скромность и благоразумие, а Антиохийский епископ Домн II хотел видеть в нём «союзника и сотрудника в борьбе с замышлениями против апостольской веры». Из Рима послание Диоскору в доброжелательно-покровительственном тоне написал Лев I Великий. Однако «возлюбленный брат и сослужитель» на Александрийской кафедре был неудобен для Антиохийского и всех восточных епископов. Мутный ингредиент догматической борьбы, соперничество Александрии с Константинопольской кафедрой в первые годы епископствования Диоскора были подновлены и нашли для себя пищу в каком-то неизвестном документе, изданном Проклом Константинопольским (434–446 гг.) и подписанном Домном Антиохийским. Диоскор прогневался за это на Домна и несколько раз присылал ему укоры: «Вы изменяете правам как Антиохийской Церкви, так и Александрийской».

 



 
PR-CY.ru