ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 10

Сверх того, учение о нерождённости или вечном существовании материи ставило бы Бога в унизительное для Него положение художника-человека, деятельность которого состоит только в сообщении известной формы готовому материалу. Бог неограничен в Своей деятельности, Он творит и самую материю. Только учение о творении ведёт к правильному воззрению на нерождённость как на свойство, принадлежащее одному Богу (фрагмент первой книги против Савеллия; отрывок первой книги «Обличение и оправдание»). Не имея возле Себя другого начала, будучи единым, Бог троичен по ипостасям: «После Единицы существует и Божественная Троица». Савеллиане упрекали православных в том, что, признавая троичность в Боге, они признают три отдельные Ипостаси. Дионисий Великий настаивал на том, что Ипостасей три, т.к. в противном случае уничтожалась бы Божественная Троица. Вместе с тем он указывал на теснейшую внутреннюю связь Ипостасей, о чём свидетельствуют Их имена: «Сказал я: Отец, и прежде, чем присовокупить Сына, означил и Его во Отце. Присовокупил Сына, и, хотя бы не назвал наперёд Отца, во всяком случае, Он разумелся бы в Сыне. Прибавил я: Дух Святой, но присоединил и то, откуда и через Кого Он пришёл. А они (савеллиане) не знают, что Отец не отлучается от Сына, именно как Отец, потому что имя это выражает собой начало единения, и Сын не отлучается от Отца, потому что название Отец указывает на общение. В руках их находится Дух, Который не может лишиться ни Посылающего, ни Носящего». В самом употреблении этих имён Дионисий Великий видел доказательство несправедливости его обвинения в ложном учении, будто Божественные Ипостаси разделены и совершенно разлучены между собой. Если в отношении ко всему существующему Бог есть Творец и Промыслитель, то в отношении к Сыну Он есть Отец: «Творец не есть Отец того, чему Он Творец, если Отцом в собственном смысле называется Родивший. Равно и Отец не Творец, если Творцом называется только художник, производящий что-либо своими руками». Только в несобственном смысле понятия о рождении и творении употребляются в более широком значении, выражая общее отношение причины к следствию. В широком смысле понятие творения и в обыкновенной речи применяется к акту, имеющему близкое сходство с рождением: у греков мудрецы называются творцами своих произведений, не имеющий закона становится творцом (см.: Иак 4. 11; Рим 2. 14) и добродетельных или порочных сердечных расположений (см.: Ис 5. 7). Если Дионисий Великий и употреблял иногда понятие «творение» для обозначения отношения между Отцом и Сыном, приводя в качестве примера сотворённые вещи, то на них он останавливался лишь мимоходом, потому что «при рассуждении о предметах малоизвестных, которые нужно ещё сделать доступными познанию», приходится прибегать к примерам, где наряду со сходными есть не только различные, но и противоположные признаки. Указывая на сотворённые вещи, Дионисий Великий имел в виду отношение Отца к воспринятой Сыном человеческой природе и «назвал Отца Творцом по причине плоти, которую приняло Слово и которая действительно сотворена».

 



 
PR-CY.ru