ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 9

В отличие от своих предшественников в должности катехета Александрийского училища (Климента Александрийского и Оригена) Дионисий Великий не стремился к созданию христианской философско-богословской системы. Обладая «не столько умозрительным, сколько критическим талантом», он больше тяготел к аналитическому исследованию различных идей, к опровержению воззрений, несогласных с христианской верой, а также к практическому осуществлению христианских идеалов. Этому способствовала и пастырская деятельность Дионисия Великого, побуждавшая его откликаться на многообразные проявления церковной жизни. К этому времени триадология Александрийской школы уже была сформирована такими крупнейшими её представителями, как Климент Александрийский (около 150 – после 215 гг.) и Ориген (около 185 – около 254 гг.). Несмотря на недостаточную степень ясности и законченности по сравнению с триадологией святых отцов IV в., она предоставляла средства к преодолению монархианских направлений в учении о Святой Троице, получивших развитие к середине IV в. Кроме того, к этому времени вопросы триадологии были раскрыты в творениях западных богословов первой половины III в. – Тертуллиана, Ипполита Римского, Новациана. Наибольшее влияние на Дионисия Великого оказала триадология Оригена. В полемике с савеллианами, отрицавшими личное бытие Сына Божьего как особой Божественной Ипостаси и учившими о воплощении Самого Бога Отца, тем самым приписывавшими Ему человеческие свойства Спасителя, Дионисий Великий должен был показать, что Сын имел личное бытие как до воплощения, так и после (такую задачу он поставил себе в послании к Евфранору и Аммону). Опровержение савеллиан Дионисий Великий начал с раскрытия учения о свойствах человеческой природы воплотившегося Слова, чтобы «из Евангелия представить им, что есть человеческого в Спасителе» и показать, что «не Отец стал плотью, но воплотилось Слово Его, как сказал Иоанн», и что поэтому Отец – не Сын. Он считал необходимым «постепенно вводить» читателей своего послания «к истинному божеству Сына и к ведению Отца», т.е. излагал учение о равенстве Сына и Отца по божеству и об ипостасном различии между Ними. С этой целью Дионисий Великий приводил сравнения из тварного мира, указывающие на равенство природы и на ипостасное различие: человеческое рождение, растение, происшедшее от семени или от корня, река, текущая из источника, и др. В сочинении «Обличение и оправдание» Дионисий Великий также изложил учение о Святой Троице против савеллиан. Подобно Оригену, он считал самым существенным определением Божества Его нерождённость: «...Нерождённость есть как бы самая сущность» Божества. Она обусловливает собой все другие свойства Бога как существа бесстрастного, неизменяемого, неподвижного и деятельного. С этой точки зрения крайним нечестием является приписывание «нерождённости» материи. Невозможно и подумать, чтобы могло существовать что-то выше Бога, как невозможно и одновременное существование несколько равных по достоинству начал, т.к. даже «безначалие и возмущение лучше, чем многоначалие, происходящее от равного достоинства».

 



 
PR-CY.ru