ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 4

Дионисий Великий своими посланиями к епископу Стефану и его преемнику епископу Сиксту II (257–258 гг.), а также к некоторым римским пресвитерам старался восстановить мир, советуя каждой из враждующих партий следовать своей практике и не осуждать другие церкви за противоположную. Вероятно, ему удалось склонить епископа Сикста к более снисходительному отношению к практике Малоазийских и Карфагенской церквей. Около 257 г. император Валериан под влиянием своего любимца Макриана начал жестокое гонение на христиан, преимущественно направленное против пастырей христианской церкви. После мужественного исповедания веры перед наместником Эмилианом Дионисий Великий был отправлен сначала в Кефро, где с успехом проповедовал Евангелие язычникам, а затем в Коллутий, в Мареотийский округ. Во время ссылки он не переставал поддерживать отношения с александрийскими христианами, посредством писем и посланий укреплял их мужество. В 260 г. император Валериан был взят в плен персами, его сын Галлиен (260–268 гг.), ставший единовластным правителем на Западе, издал указы, по которым объявлялась веротерпимость по отношению к христианам. Однако на Востоке и в Египте императорская власть была захвачена Макрианом, врагом христианства, и гонение здесь, вероятно, ещё продолжалось. Только после того, как Макриан вместе с сыновьями был убит, и распоряжения Галлиена стали действовать в Египте, Дионисий Великий смог вернуться в Александрию. С 257 г. в ливийском Пентаполе распространялось учение Савеллия, отрицавшего троичность Лиц в Боге. Несмотря на то, что Дионисий Великий в это время был занят спором о крещении еретиков и находился в изгнании, он устно и письменно боролся против савеллианства. После возвращения около 262 г. в Александрию он созвал Собор против Савеллия, отлучивший его от церкви. В одном из посланий Дионисий Великий, определяя различие между Отцом и Сыном, употребил не совсем удачные выражения, которые подали повод к обвинению его самого в отрицании божества Сына: «Сын Божий есть произведение и сотворён, и Он не собственен Ему по естеству, но чужд Ему по сущности; Отец по отношению к Сыну – то же, что делатель к виноградной лозе и судостроитель к ладье, и, как произведение, Сын не был, пока не получил бытия». Изречения Дионисия Великого оказались соблазнительными для некоторых членов Александрийской церкви, которые, не спросив разъяснений у Дионисия Великого, обвинили его перед Римским епископом Дионисием (259–269 гг.) в том, что он отделяет Сына от Отца; отрицает вечность Сына, думая, что Бог не всегда был Отцом, что не всегда был Сын, а напротив, Бог был без Слова, и Самого Сына не было, пока не получил бытия; называя Отца, не именует Сына, и называя Сына, не именует Отца; отвергает термин «единосущный» в отношении к Сыну; Сына называет творением Отца. По инициативе епископа Дионисия был созван Римский собор, осудивший приписываемое Дионисию Великому заблуждение. Римский епископ написал Александрийской церкви послание по поводу савеллианства и способов исправления его заблуждений, против рассекающих единоначалие на три силы, на три Божества и отдельные ипостаси (послание сохранилось в извлечениях у святителя Афанасия Великого). В этом послании Дионисий Римский не упомянул имени Дионисия Великого, но отдельно написал ему, сообщив, в чём его обвиняют, и, вероятно, прося разъяснений. В защиту своего православия Дионисий Великий написал послание к Дионисию Римскому, а также книги «Обличение и оправдание», в которых объяснял смысл употребляемых им в прежних посланиях сравнений и образов, доказывал своё согласие с церковным учением. Спор об изречениях Дионисия Великого не закончился при его жизни: в IV в. ариане и аномеи (крайние ариане) ссылались на них для подтверждения своих учений. По этому поводу Афанасий Великий написал сочинение «О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними», в котором защищал православие Дионисия Великого.

 



 
PR-CY.ru