ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ

ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ – Александрийский епископ (247/248 – 264/265 гг.), богослов, церковно-общественный деятель, святитель, исповедник. Информация о нём, содержащаяся в греческих синаксарях, несколько расходится с данными других источников. Дионисий Великий почитается вместе с восемью учениками, из которых по именам известны диаконы Фавст, Гаий, Евсевий, Херимон, а также Пётр и Павел. В синаксарях сообщается, что за проповедь христианской веры он подвергся преследованиям со стороны наместника Эмилиана, был арестован и сослан вместе с учениками в Ливию. После того как Эмилиану донесли, что и в ссылке Дионисий Великий продолжает проповедь, он был сослан в более отдалённое место, где прожил 12 лет, до самой кончины, терпя лишения. Об учениках известно, что они приняли мученическую кончину при различных (неизвестных) обстоятельствах. В греческой церкви память Дионисия Великого и его учеников – 3 октября, в некоторых синаксарях – 4 и 5 октября, в Римском Мартирологе – 3, 17 и 19 октября, в календаре Коптской церкви (где Дионисий Великий – один из самых почитаемых святых) – 14 сентября. В эфиопском синаксаре – 14 сентября, 9 марта (этот день назван днём кончины Дионисия Великого). Основным источником его жизнеописания являются сочинения Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) «Церковная история» и «Евангельское приуготовление», в которых приведены обстоятельные выдержки из трактатов и посланий Дионисия Великого. Сведения Евсевия дополняются свидетельствами и цитатами, приводимыми святителями Афанасием I Великим (около 296 – 373 гг.) и Василием Великим (329/330–379 гг.). Иероним Стридонский (около 347 – 419/420 гг.) сообщает немного нового по сравнению с Евсевием. Из более поздних источников сведения о Дионисии Великом дополняют Стефан Гобар (VI в.), «Восточная хроника» и арабо-яковитский Александрийский синаксарь. Место рождения Дионисия Великого неизвестно. В «Восточной хронике» он называется савеянином, что указывает на Счастливую Аравию (Йемен) как на его родину. Дионисий Великий происходил из богатой языческой семьи, «рода первейшего, издревле знатнейшего». Родители позаботились дать ему превосходное по тем временам литературное, философское и естественнонаучное образование (творения Дионисия Великого свидетельствуют о его знакомстве как с языческой литературой и философскими системами древности, так и с сочинениями по естествознанию). Исследователи полагают, что Дионисий Великий занимал в Александрии видный пост на городской или государственной службе, от которого впоследствии отказался, перейдя в христианство. В зрелом возрасте он продолжал научные занятия. Благодаря привычке «читать всё, что попадётся под руки» ему довелось случайно познакомиться с некоторыми Посланиями апостола Павла, которые ему продала одна бедная женщина. Заинтересовавшись ими, Дионисий Великий захотел познакомиться со всеми Посланиями апостола Павла и по совету женщины обратился за ними к одному из пресвитеров. Чтение этих Посланий, а также наставления Александрийского епископа Димитрия (189–231 гг.) послужили стимулом к его обращению в христианство. Приняв крещение от святителя Димитрия, Дионисий Великий стал учеником Оригена (около 185 – около 254 гг.), возглавлявшего в то время Александрийское огласительное училище. В 231 г. Димитрий скончался, его преемником стал Иракл (231/232 – 246/247 гг.), который незадолго до этого принял от Оригена управление училищем. После Иракла во главе училища встал Дионисий Великий.

 



 
PR-CY.ru