ДИМИТРИЙ - Страница 3

Александрийский и эфиопоский стишной синаксари и коптские литургические тексты наряду с этим сообщают о применении Димитрием эпакт (лишних дней) для вычисления даты Пасхи, что, по мнению исследователей, не следует трактовать как введение пасхалии на основе 19-летнего лунного цикла, т.к. известно, что при святителе Дионисии Великом (247/248 – 264/265 гг.) Александрийская церковь ещё придерживалась старого 8-летнего пасхального цикла. По мнению исследователей, имеется в виду, что Димитрий первым применил эпакты к этому циклу. В арабо-христианской и эфиопской литературных традициях Димитрию приписывается авторство «Книги эпакт» (рукописи засвидетельствованы с XIV в.). Димитрий управлял Александрийской церковью 42 года и 219 дней. Вслед за Евсевием Кесарийским многие авторы округляют эти цифры до 43 лет. Александрийский синаксарь распределяет годы его жизни следующим образом: 15 лет до женитьбы, 47 лет в браке и 43 года на патриаршестве, что в сумме составляет 105 лет. Если эти сведения достоверны, следует считать, что Димитрий родился в 126 г. В «Истории Александрийских патриархов» говорится, что в патриаршество Димитрия случилось волнение в Александрии, и он был удалён «царём Севером» в место, известное как Мусейн (Мавсин), где и умер 10 октября 231 г. (однако другие источники об этом не сообщают). После Евсевия Кесарийского грекоязычные авторы уделяли Димитрию мало внимания. Хотя в послании императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) к святителю Мине, Константинопольскому патриарху (536–552 гг.), Димитрий упоминается как «блаженный», а православный Александрийский патриарх Евтихий II Сайд (933–940 гг.) называет его «святой» (эти слова могут быть только почётными эпитетами). В синаксари Византийской церкви имя Димитрия не вошло. Также оно не было включено ни в Римский Мартиролог кардинала Цезаря Барония (XVI в.), ни в его официальную ревизию Римско-католической церкви 1638 г., равно как и в последующие ревизии. Тем не менее, болландисты (учёные-иезуиты, занимавшиеся собиранием Житий святых) поместили его в «Acta Sanctorum» под 9 октября. Почитание Димитрия утвердилось в монофизитской среде, у коптов и эфиопов. Александрийский синаксарь и его версия на языке геэз, а также Псалтирь XIV в. помещают память Димитрия под 12-м днём месяца бабах: 9 (10 – в случае високоса) октября, т.е. в день его кончины. Ряд коптских минологиев при Евангелиях XIII–XIV вв. сдвигают эту память на 14-е число (11 октября). Стишной эфиопский синаксарь XIII в., заимствованный болландистами у Христофора Лудольфа (1825–1901 гг.), даёт другую дату – второй день месяца хатур (29 октября), а 12-го дня месяца бармахат (8 марта) указывает на воспоминание чуда, доказавшего целомудрие Димитрия.



 
PR-CY.ru