ДИМИТРИЙ - Страница 2

Евсевий Кесарийский сохранил фрагмент послания Александра и Феоктиста к Димитрию, где они упрекают его за утверждение, будто мирянам не положено произносить поучения в храме в присутствии епископов, и опровергают его мнение, ссылаясь на известные им прецеденты. Когда волнения в Александрии прекратились, по просьбе Димитрия Ориген вернулся. Впоследствии Димитрий направил его в Афины. На обратном пути, проходившем через Кесарию Палестинскую, Ориген был рукоположён местными епископами во пресвитера. Димитрий счёл этот поступок неканоничным и собрал один за другим два Собора (230–231 гг.). На первом, состоявшем в основном из александрийских пресвитеров, Димитрию, по словам патриарха Фотия I Великого, не удалось добиться полного осуждения Оригена, однако второй Собор, где присутствовали египетские епископы, поддержал Димитрия. Согласно сообщению Евтихия, Димитрий был первым Александрийским епископом, создавшим епископские кафедры в трёх городах Египта. Исследователи полагают, что причиной единодушия на втором Соборе послужило то, что его участники были недавно рукоположены Димитрием. В результате по церквам были отправлены послания об осуждении Оригена, а он уехал в Палестину, где постановления Александрийских соборов были проигнорированы, и ему вновь доверили просветительскую деятельность. Убеждённый почитатель Оригена Евсевий Кесарийский представляет историю с его осуждением как следствие зависти Димитрия. Вслед за Евсевием похожую позицию занимает латинский историк Руфин Аквилейский (конец IV – начало V в.), в полемике с которым Иероним блаженный, напротив, выступает с апологией Димитрия. Полное развитие тенденция к осуждению Оригена в споре с Димитрием нашла у позднейших арабоязычных историков. Согласно «Житию», Димитрию были открыты тайные помыслы и поступки людей. Он многих не допускал до причастия, провидя, что у них есть нераскаянный грех, и принуждал прежде совершить покаяние и понести епитимию. Подобная строгость вызывала недовольство части паствы. Александрийцы говорили, что Димитрий не достоин быть епископом, поскольку никогда престол св. Марка не занимал человек, прежде состоявший в браке. Действительно, до возведения на кафедру Димитрий был женат, однако жил с супругой, храня девство, чего, впрочем, никому не открывал. Однажды ночью ему явился ангел и повелел раскрыть эту тайну перед всеми в храме, чтобы никого больше не искушать. На следующий день после литургии Димитрий повелел привести свою бывшую супругу и обратился к пастве с обличительным наставлением. После этого он развернул свою верхнюю одежду и бросил на неё горящие угли; она сразу воспламенилась, но не сгорала. То же самое он повелел сделать жене, и с её одеждой произошло такое же чудо. После этого Димитрий объявил пастве, что его жена приходится ему двоюродной сестрой. Рано осиротев, она была взята на воспитание отцом Димитрия, который решил женить на ней сына. Однако, поскольку брак был заключён против воли обоих, супруги обоюдно решили соблюдать целомудрие. По косвенному свидетельству Евтихия Александрийского, Димитрий принимал участие в спорах о времени празднования Пасхи, направив послания к папе Римскому Виктору I (189–199 гг.), Максимину Антиохийскому (188–192 гг.) и Габию (Гаю) Иерусалимскому.

 



 
PR-CY.ru