Словарь по христианству Д ДИМИТРИЙ

ДИМИТРИЙ

ДИМИТРИЙ – Александрийский епископ (189 г. – 10 октября 231 г.), святитель; память в Коптской церкви 9/10 октября и 8 марта. Первый Александрийский епископ, о котором сохранились достоверные сведения. Один из первых христианских историков Секст Юлий Африкан (около 160 – около 240 гг.), посетивший Александрию во времена Димитрия, упоминает его одиннадцатым епископом после Марка на десятом году правления императора Коммода (180–192 гг.). «Житие» Димитрия находится в «Истории Александрийских патриархов», которая традиционно приписывается коптскому епископу Севиру ибн аль-Мукаффе (IX–X вв., на арабском языке). Оно послужило основой для «Жития» из арабо-яковитского Александрийского синаксаря (XIII–XIV вв.) и его эфиопской версии и переработок. К числу других источников относятся сообщения Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) и Иеронима Стридонского (342 – 419/420 гг.), Константинопольского патриарха Фотия I Великого (сочинение «Библиотека», IX в.), арабоязычных авторов: православного Александрийского патриарха Евтихия II (933–940 гг.) и копта Бутроса ибн ар-Рахиба (XIII в.). История Димитрия Александрийского тесно связана с его взаимоотношениями с Оригеном. В «Житии» Димитрия рассказывается, что он был избран на Александрийский престол чудесным образом. Когда епископ Юлиан (180–189 гг.) находился при смерти, паства стала просить его указать достойного преемника. Он отказывался до тех пор, пока во сне ему не явился ангел и не сказал, что новым епископом должен стать человек, который придёт к нему утром и принесёт виноградные гроздья. Наутро к Юлиану пришёл безграмотный крестьянин Димитрий, обнаруживший в своём саду кисть спелого винограда (хотя ещё не пришла пора его сбора) и решивший принести её архиерею, чтобы получить его благословение. Епископ представил его своей пастве, сообщил о видении и назвал Димитрия своим преемником. Однако тот, считая себя недостойным, не соглашался, поэтому александрийцы связали его, чтобы он не сбежал, а после смерти Юлиана сразу возвели в первосвятительское достоинство. Во время пребывания на кафедре Димитрий принимал активное участие в судьбе огласительного александрийского училища. Согласно Иерониму Стридонскому, он направил первого из знаменитых александрийских дидаскалов (Пантена) проповедовать индийцам, поставив во главе училища Климента, а когда тот был вынужден удалиться из-за гонения при императоре Септимии Севере (после 202 г.), нашёл ему замену в лице 18-летнего Оригена (около 185 – около 254 гг.). Узнав о том, что тот оскопил себя, Димитрий «изумился отваге Оригена, похвалил за усердие к вере и её искренность, посоветовал не падать духом и отныне ещё более прилежать к делу оглашения». Около 215 г. Димитрий наряду с префектом Египта получил от правителя Аравии послание с просьбой прислать к нему Оригена для беседы, что и было исполнено. Вернувшись, Ориген застал в Александрии мятеж, вызванный недовольством репрессиями императора Каракаллы (211–217 гг.), и бежал в Палестину. Местные епископы священномученик Александр Иерусалимский (213–251 гг.) и Феоктист Кесарийский поручили ему говорить перед народом проповеди, что вызвало протест со стороны Димитрия.

 



 
PR-CY.ru