Словарь по христианству Д ДИОНИСИЙ I Мудрый

ДИОНИСИЙ I Мудрый

ДИОНИСИЙ I Мудрый – Константинопольский патриарх с января 1467 г. по 1472 г. и во второй раз – с 1488 по 1490 гг., святитель, память 23 ноября. Был родом из Димицаны на Пелопоннесе. В детстве побывал в плену у турок в Адрианополе, но дворянин Кирици его освободил. Дионисий принял монашество в Константинопольском монастыре Магганон, где преуспевал в благочестии под водительством Марка Евгеника (ум. в 1444 или 1457 г.), который рукоположил его в диакона, а затем в пресвитера. В 1455 г. Константинопольский патриарх Геннадий II Схоларий (1454–1456, 1463, 1464–1465 гг.) рукоположил его в митрополита Филиппопольского. В 1466 г. Константинопольский патриарший престол стал предметом интриг Трапезундского  митрополита Симеона, который уплатил 2 тыс. золотых министрам султана, за что те приказали Константинопольскому синоду сместить патриарха Марка II Ксилокарава (1466 гг.) и возвести на престол Симеона. Узнав об этой сделке, мачеха султана Мехмеда II Завоевателя (1432–1481 гг.) православная христианка Мара Бранкович, отдав султану ещё 2 тыс. золотых, убедила его возвести на престол отличавшегося святостью своей жизни Дионисия. В январе 1467 г. митрополит Дионисий взошёл на Константинопольский патриарший престол и управлял паствой до 1472 г., находясь под покровительством Мары Бранкович (при этом, видимо, продолжая управлять и Филиппопольской кафедрой). В 1470 г. патриарх принял под свой омофор возвратившегося из унии в православие Киевско-Литовского митрополита Григория II Болгарина (ум. в 1474 гг.). Поскольку русская митрополия Северо-Восточной Руси со времён Ионы (ум. в 1461 г.) обособилась от Константинопольской церкви, Григорий II стал единственным русским митрополитом в ведении Константинопольского престола, и патриарх признал его законным Всероссийским митрополитом. Исследователям неясно, принял ли патриарх богатые дары, поднесённые ему по этому поводу Григорием II, однако известно послание патриарха Дионисия I, в котором он высказывается за единство Всероссийской кафедры, а во главе её определяет Григория II («митрополита истинного правого по всей Руской земли»). Патриарх заявил, что «великая зборная наша церковь не имает, а ни держит, а ни именует за митрополитов» Иону Московского и его преемников. Послы патриарха были посланы в Литву, Москву и Новгород, но в последних двух землях они успеха не имели, а великий князь Московский Иоанн III Васильевич (1440–1506 гг.) даже объявил от лица созданного им Собора патриарха Дионисия I «чюжа и отреченна». Низложенный Симеон I не отступался от амбиции завладеть престолом, обвинив Дионисия I в отречении от веры и принятия мусульманского обрезания во время пленения в Адрианополе. Святитель доказал свою чистоту тем, что обнажился перед судом Синода, перед глазами иерархов и мирян, и «все убедились в его невинности и девственности..., ибо в нём не было признаков плоти». Однако Синод всё же низложил его, и Дионисий I удалился в монастырь Богородицы Эйкосифиниссы в Драме Македонской. После пребывания на патриаршем престоле во второй раз (с 1488 по 1490 гг.) святитель снова вернулся в этот монастырь, где и скончался в 1492 г. Служба и канон в честь святителю Дионисию I была составлена его современником, Мануилом Коринфянином, Великим Ретором Великой Церкви. Другой канон был составлен протосинкеллом Хрисанфом Ксанфским. В Драмском монастыре Эйкосифиниссы святителя почитают вторым основателем обители.

 
PR-CY.ru