Словарь по христианству Д ДОХАЛКИДОНСКИЕ ЦЕРКВИ

ДОХАЛКИДОНСКИЕ ЦЕРКВИ

ДОХАЛКИДОНСКИЕ ЦЕРКВИ – восточные церкви, не принявшие постановлений Халкидонского собора (451 г.). К ним относятся монофизиты, или не принявшие и постановления Эфесского собора (431 г.), а также несториане, создавшие свои собственные церкви. Дохалкидонские церкви (отличающиеся положениями вероучения от Римской католической церкви, православных и униатских церквей) насчитывают в настоящее время около 30 млн. верующих. Они исповедуют или Символ веры в редакции, принятой до Эфесского собора 431 г. (такие церкви называют несторианскими) или до Халкидонского собора 451 г. (такие церкви называют монофизитскими): Сирийская восточная церковь (называемая несторианской), Армянская церковь, Западная сирийская (или яковитская, основанная монахом Яковом Барадеем; ум. в 578 г.), Церковь православно-сирийская в Индии, Коптская церковь, или Египетская церковь (13 млн. верующих), Эфиопская церковь, основанная в IV в. Халкидонский Вселенский собор 451 г. стал фиксированной датой монофизитского раскола, одним из поворотных моментов в истории разделения христианской церкви. К этому времени богословской мыслью было выработано несколько христологий, но после победы ортодоксии на христианском Востоке началась эра противостояния двух основных доктрин: диофизитской и монофизитской, продолжающаяся и поныне. К древневосточным (ориентальным, дохалкидонским или нехалкидонским) христианским церквам относятся церкви, не только традиционно называемые «монофизитскими» (Армянская апостольская, Коптская, Эфиопская, Сирийская), но и находящиеся с ними в евхаристическом общении Маланкарская сирийская, Эритрейская и Ассирийская церковь Востока. Они до сих пор литургически не общаются ни с одной христианской церковью, кроме уникальной по своей истории и самобытной религиозной культуре Малабарской (Христиан Апостола Фомы). Термин «древние» в отношении перечисленных религиозных образований исследователи считают хоть и устойчивым, но весьма условным, поскольку это позволяет лишь маркировать их в целях отличия от других церквей восточного обряда: православных (поместных автокефальных и автономных), восточно-католических и пр. Если же рассматривать термин «древний» как указатель на раннехристианский период возникновения общины, то в описываемую группу, с одной стороны, должны были бы войти (как минимум) первые восточные патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а также греческая православная церковь. А с другой стороны – не вошли бы Маланкарская (появилась в середине XVII в.) и Эритрейская (появилась в 1993 г.) церкви. Если же рассматривать этот термин как указатель на абсолютизацию и консервацию в выделяемой группе церквей монофизитской догматики и соответствующей литургической практики и отстаивание этой позиции всеми древними восточными церквами (как действительно хронологически более ранними, так и позднейшими) на протяжении более полутора тысяч лет, то придётся исключить из этой группы Ассирийскую церковь Востока, тяготеющую к несторианству. Ориентальные церкви не являются хранительницами классического монофизитства константинопольского пресвитера и архимандрита Евтихия (около 370 – после 454 гг.), по мысли которого Иисус Христос – «из двух природ». Разумеется, это не значит, что расхождения дохалкедонитов с православными сугубо терминологические, поэтому, хотя в самоназвании некоторых древних восточных церквей фигурирует наименование «православная», с точки зрения догматики семи Вселенских соборов, которой придерживаются православные поместные Соборы поныне, монофизитские общины православными не являются.

 
PR-CY.ru