ДУБОВИЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ДУБОВИЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 13 сентября) – чудотворный образ, обретённый во второй половине XVI в.; чтимая святыня Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви. Согласно преданию, Дубовичская икона Божьей Матери была найдена на берегу реки Рети, в 2 км от села Дубовичи (современный Кролевецкий район Сумской области). Предполагают, что она выпала здесь из военного обоза, который вёз церковную утварь. Перегонявший стадо пастух, взмахнув кнутом, случайно задел им икону. Необычный свет, исходивший от иконы, ослепил пастуха. Его нашли лежащим без чувств и принесли к священнику. Придя в себя, пастух рассказал о случившемся. Священник с прихожанами отправились на указанное место и обрели в траве образ Богородицы. На месте явления была сооружена часовня, куда поместили обретённую икону. Спустя некоторое время её перенесли в село Дубовичи и поставили в Архангельской церкви (не сохранилась). От Дубовичской иконы Божьей Матери совершались многие чудеса исцелений. В воспоминание перенесения иконы из часовни в храм в Дубовичах было установлено торжественное празднование в десятую пятницу после Пасхи. С 1861 г. с разрешения Святейшего Синода чудотворная Дубовичская икона Божьей Матери крестным ходом переносилась в город Кролевец, в главный храм в честь Рождества Христова (не сохранился). Достоверных сведений о судьбе Дубовичской иконы Божьей Матери после 1917 г. нет. По местному преданию, она была спрятана в землю вблизи места своего явления. В настоящее время на месте явления Дубовичской иконы Божьей Матери сохранилась криница с целебной водой. В 2002 г. вблизи неё была поставлена часовня. Об устойчивом почитании Дубовичской иконы Божьей Матери в XIX в. свидетельствуют её сохранившиеся списки. В единственной уцелевшей от разрушения церкви Кролевца в честь Преображения Господня (открыта в 1950 гг.) хранятся два списка Дубовичской иконы Божьей Матери, возможно, происходящие из других несохранившихся храмов города или района. Больших размеров список (59×98 см) помещён в киоте на южной стене, в приделе в честь Казанской иконы Божьей Матери. Другой, так называемый малый, список (38×50 см) находится на западной грани алтарного столпа, в приделе во имя Николая Мирликийского. Оба списка выполнены маслом. Изображение Богородицы с Младенцем Христом относится к типу «Одигитрия» и не только в общих чертах иконографии, но и в отдельных деталях сходно с Ченстоховской иконой Божьей Матери. Богоматерь придерживает Сына левой рукой, правая в молении. Кайма тёмного зеленовато-синего мафория со звёздами, подбитого красной тканью, спадает с головы мягкими складками (в целом ближе к образу Ченстоховской иконы исполнена драпировка одежд Богоматери и Христа на малой иконе). В левой ручке Богомладенец держит закрытое Евангелие (на малой иконе повёрнуто обрезом вовне, на большой – вовнутрь, на Ченстоховской иконе – вверх), правой двуперстно благословляет. Он облачён в длинное красного цвета платье, украшенное звёздами с узорчатыми оплечьем, поручами и каймой по низу, из-под которой видны пальчики соприкасающихся стоп. Сведения о том, что в Софийском соборе в Киеве есть ещё одна «весьма чтимая копия» Дубовичской иконы Божьей Матери, в настоящее время уточняются. Изображения Дубовичской иконы Божьей Матери в гравированных или иконописных сводах чудотворных икон Божьей Матери исследователям неизвестны. Название «Дубовичская» исследователи встречают в списке икон Божьей Матери 1897 г., «называемом Пантелеимоновским», и с указанием дня празднования (13 сентября) в перечне икон Божьей Матери, «не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей». В десятую пятницу после Пасхи из церкви в честь Преображения Господня в городе Кролевец к часовне и кринице совершается крестный ход, возглавляемый, как правило, архиереем. К этому месту за благословением Пресвятой Богородицы традиционно приезжают венчающиеся пары.

 
PR-CY.ru