ДРАЧА

ДРАЧА – женский монастырь в честь перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской православной церкви. Находится в одноимённом селе, в 9 км от города Крагуевац (Сербия). В настоящее время в монастыре проживает около десятка насельниц. Основан в XV в. на фундаменте древней церкви, по преданию, там, где остановилась повозка с телом преподобного Иова Синаита, которую не смогли сдвинуть с места. Поэтому святого похоронили здесь, а не на Святой Горе, как он завещал. По другой версии, преподобный Иов подвизался и почил в Драче. Согласно третьей версии, в начале XVIII в. мощи преподобного Иова обрёл обер-капитан Станиша Маркович-Млатишума и решил построить церковь близ Крагуеваца для их хранения. При перенесении мощей у монастыря была остановка, и люди убедили капитана оставить мощи в Драче. Впервые Драча упоминается в турецких документах в 1572–1573 гг. и в Врдникском помяннике конца XVI в. В 1627 г. в монастыре по заказу митрополита Венчацкого и Рудникского Серафима была переписана Псалтирь. При великом переселении сербов в 1690 г. насельники покинули Драчу, взяв ценную церковную утварь, и обосновались в монастыре Ново-Хопово. В 1731 г. игумен Леонтий был делегатом от Крагуеваца и его окрестностей на Церковно-народном Соборе в Сремски-Карловци. В 1726 и 1731 гг. упоминается игумен Драчи иеромонах Герасим. В феврале-сентябре 1788 г. некоторые монахи участвовали в антитурецком восстании Кочи Анджелковича. После подавления восстания братия монастыря во главе с игуменом Исаией (Йовановичем) бежала в монастырь Ново-Хопово, Драча была сожжена турками. В 1793 г. братия вернулась и обновила монастырь, который вскоре стал духовным центром Крагуеваца и окрестностей. В середине XIX в. сербский политический деятель Тома Вучич Перишич и князь Милош Обренович построили два корпуса для братии. Исследователи полагают, что до 1734 г. в монастыре была деревянная церковь. Надпись в люнете над входом в храм сообщает, что с мая по октябрь 1734 г. обер-капитан Маркович-Млатишума, обновивший монастырь Каленич, возвёл каменную церковь, но, исследователи полагают, что церковь была лишь обновлена за такой короткий срок. Кубический объём храма, сложенного из крупных блоков тёсаного камня, увенчан восьмигранным барабаном с прорезанными узкими окнами и перекрыт восьмискатной кровлей. С востока храм имеет полуциркульную алтарную апсиду, с северной и южной сторон к нему примыкают два полуциркульных в плане придела, в южном приделе находится гробница преподобного Иова Синаита; с западной стороны пристроен обширный наос с тремя арочными входами, над ним – звонница (середина XIX в.) с гранёным куполом барочных форм. В 1735–1737 гг. церковь была расписана, как полагают исследователи, Константином и Христом из Мосхополя (современная Воскопоя, Албания), последователями мастера Давида Селеницы. Программа и стиль росписей, следующих византийским образцам, исследователи называют традиционными. В наосе представлены сцены из Жития Николая Мирликийского. Роспись храма включает восемь сюжетов «Мученичеств праведников», сцены из Ветхого Завета, связанные с праотцом Ноем и Иосифом Прекрасным, обширную композицию «Избиение младенцев». Четырёхъярусный иконостас (1839 г.) увенчан Распятием и состоит из 36 икон, выполненных Яном Молером и Йованом Стериевичем.

 
PR-CY.ru