ДИМИТРИЙ МИТИЛИНСКИЙ

ДИМИТРИЙ МИТИЛИНСКИЙ – греческий мелург XVIII в. В певческих рукописях назван «Митилинским», что свидетельствует о его происхождении из города Митилины на острове Лесбос. Поскольку это указание чередуется в рукописях с определениями «Димитрий Лесбосский» (XVIII в., вторая половина XVIII в., начало XIX в., 1813 г.) и «Димитрий Пломарит» (1768 г. Библиотека Академии Наук, 1796 г.), исследователи предполагают, что мелург был родом из Пломариона (остров Лесбос). В рукописи конца XVIII в. автор подзаголовка к воскресному причастну Димитрия Митилинского представляет мелурга как «Димитрия Плумарита», а также добавляет, что «этот Плумарит жил до 1776 г.». Последняя ремарка приводит к исследователей проблеме: если 1776 г. определить как год смерти Димитрия Митилинского, то дата рождения может относиться к последнему 15-летию XVII в., что оказывается несовместимым с существованием двух рукописей – «Триоди» 1701 г. и «Пентикостариона» 1704 г., которые созданы двумя различными писцами и представляют собой копии автографа Димитрия Митилинского. В таком случае дату рождения мелурга следует отнести, по крайней мере, к первой четверти XVII в., что ставит под сомнение дату его смерти. Исследователи предполагают, что вышеприведенные указания относятся к двум мелургам: один из которых Димитрий Митилинский, другой – Димитрий Лесбосский (или Пломарит), чьё творчество приходится на более поздний период. Оба автора по стечению обстоятельств работали над одним и тем же песнопением – воскресным причастном. Рукопись второй половины XVIII в., содержащая два воскресных причастна, надписанных соответственно именами Димитрия Лесбосского и Димитрия Митилинского, может подтвердить это предположение. Однако вопрос остаётся открытым, поскольку в певческих рукописях Димитрию Лесбосскому приписывается не только воскресный причастен, но и сочинения, которые в других источниках всегда связываются с именем Димитрия Митилинского. Так, в рукописи второй половины XVIII в. Димитрий Лесбосский представлен как автор трёх причастнов: на первый, первый плагальный гласы; в рукописи Димитрию Пломариту приписывается богородичный причастен «Чашу спасения прииму» на четвёртый плагальный глас. В двух упомянутых автографах Димитрий Митилинский называет себя учеником знаменитого Петра Берекета (обучение происходило, как полагают исследователи, в Константинополе). Это подтверждается сообщением в рукописи 1745 г.: «[кратима] его [Берекета], сократил Димитрий Митилинский, глас первый. Указание о «сокращении» Димитрием Митилинским кратимы Петра Берекета свидетельствует о высоком певческом профессионализме первого. М. Хадзиякумис ошибочно, по мнению исследователей, приписывает Димитрию Митилинскому «экзегесис» калофонического ирмоса Петра Берекета «В гремящую пещь» первого гласа, который принадлежит архиерею Даниилу Митилинскому. Исследователи отмечают, что собственные сочинения Димитрия Митилинского ограничиваются причастнами. В рукописной традиции на протяжении XVIII в. исследователи выделяют воскресный причастен. Меньшее распространение получили причастны на первый глас и на первый плагальный глас, а также причастен «Чашу спасения прииму» на четвёртый плагальный глас. Иногда исследователи встречают воскресные причастны на гласы третий и второй плагальный, которые дополняют незаконченный цикл воскресных причастнов (отсутствуют версии на второй, четвёртый и четврёртый плагальный гласы), а также причастен «В память вечную» на первый глас и четвёртый плагальный глас. М. Хадзиякумис приводит также воскресный причастен на четвёртый плагальный глас, однако исследователи отмечают, что в рукописи содержится цикл причастнов протопсалта Даниила под рубрикой «Причастны Даниила, протопсалта Великой церкви, глас первый, Хвалите Господа»), а также причастны монаха Дамаскина Фессалийца на третий глас и Димитрия Митилинского.

 
PR-CY.ru