ДИМИТРИЙ РЕДЕСТСКИЙ

ДИМИТРИЙ РЕДЕСТСКИЙ – византийский мелург. Его имя исследователи  встречают в греческих певческих рукописях с начала XV в. до конца XVIII в. О жизни и деятельности Димитрия Редестского исследователям  известно совсем немного. Прозвище указывает, по мнению исследователей, на место его происхождения – город Редест (Родосто, современный Текирдаг, Турция) на берегу Мраморного моря, недалеко от Константинополя. То же прозвище имели несколько известных мелургов: Георгий, монах Давид, Фома, епископ Мелхиседек и др. В певческих рукописях Димитрий Редестский часто характеризуется как «маистор» (Библиотека Академии Наук, 1430 г., первая половина XV в., начало XVI в.: «Димитрий, маистор Редестский»). Данное определение подразумевает значения: «абсолютно музыкальный», «считающийся достойным мастером», «высочайший учитель» певческого искусства. Самое раннее свидетельство о Димитрии Редестском как о маисторе в настоящее время найдено в рукописи Библиотеки Академии Наук, выполненной монахом Давидом Редестским. То, что Димитрий Редестский в 1430 г. назван маистором, означает, по мнению исследователей, что он достиг высокого уровня мастерства и был уже в зрелом возрасте. Следовательно, можно отнести время его рождения к концу (во всяком случае, к последним 15 годам) XIV в. и предположить, что его деятельность как музыканта продолжалась некоторое время после середины XV в. Исследователи отмечают, что творчество Димитрия Редестского как мелурга не очень обширно, исследователям известны только различные причастны. Наибольшее распространение получил (с начала XV в. и до конца XVIII в.) воскресный причастен, который представлен в списках Библиотеки Академии Наук: «Кир Димитрия, маистора Редестского, персидское», (середина XVII в., середина XVIII в., конец XVIII в., вторая половина XVII в., после 1731 г.); Российской национальной библиотеки (вторая половина XV в., начало XVI в., конец XVIII в., начало XVII в., начало XVI в., середина XVI в., 1527 г., первая половина XVI в., около 1600 г., после 1600 г., начало XVII в., 1649 г., около 1700 г., конец XVIII в., XVI в., вторая половина XVI в., 1757 г., начало XVII в.); Государственного Эрмитажа (первая половина XVII в.; 1680 г., начало XVIII в., 1767–1770 гг.). Тот же причастен есть в «экзегесисе» хартофилакса Хурмузия в рукописи 1829 г. Кроме того, на мелодию этого причастна распет причастен Недели о Фоме «Похвали, Иерусалиме, Господа» («на «Хвалите» Димитрия Редестского...», середина XVII в.: «В Неделю о Фоме, украшенное константинопольцами, а также Редестского...»).

 



 
PR-CY.ru