ДОМЕТИАН, Домициан

ДОМЕТИАН, Домициан (ум. в 602 г.) – епископ Мелитинский, преподобный (память 10 января). Родился в богатой и благочестивой семье, отца звали Феодором, мать Екдикией (или Евдокией). По сведениям Синаксаря Константинопольской церкви (конец Х в.), Дометиан был родственником императора Маврикия (582–602 гг.), предположительно племянником или двоюродным братом (первое исследователи считают наиболее вероятным). По сведениям «Минология» императора Василия II, Дометиан родился во время правления византийского императора Юстина II (565–578 гг.), однако, по мнению П. Губера, датой рождения Дометиана следует считать 550 гг. Дометиан получил хорошее светское и духовное образование. Вскоре после женитьбы овдовел и посвятил себя подвигам благочестия. Маврикий, которого император Тиверий назначил командующим войсками Востока, около 579 г. добился для Дометиана сана епископа города Мелитина (столицы провинции Армения Третья, ныне Малатья, Турция), незадолго до того разорённой и сожжённой персидским шахом Хосровом I Ануширваном. Когда Маврикий был провозглашён императором, он сделал Дометиана ближайшим советником, и тот окончательно обосновался в Константинополе, где приобрёл большое влияние. Дометиан пребывал в столице до 585 г., о его деятельности в 585–590 гг. у исследователей нет сведений, в частности, исследователям неизвестно, какова была его роль в сенатских дебатах по поводу оказания помощи персидскому шаху Хосрову II Парвизу. Тем не менее, после того как императором и сенатом было принято решение поддержать Хосрова, желавшего возвратить свой престол, Дометиану было поручено отправиться на Восток и сопровождать шаха, помогая ему во всём. Дометиан встретил Хосрова в городе Константина в Северной Сирии как личный представитель императора. Хосрова также в течение нескольких недель сопровождал Антиохийский патриарх Григорий I, однако главную роль при шахе играл всё же Дометиан. Он сопровождал Хосрова в военном походе в Персию через города Мардин, Дару и Аммодий и покинул его, только когда тот перешёл персидскую границу. Дометиан вёл с Хосровом вероучительные беседы и некоторое время, как полагают исследователи, питал надежду на обращение его в христианство. Эта цель не была достигнута, однако в благодарность за возвращение ему трона Хосров впоследствии предоставил христианам в своём царстве многочисленные льготы. Во время пребывания на Востоке Дометиан имел не только церковную, но и светскую власть, исполняя, в частности, судебные функции. Так, по его приказу были приговорены к смерти некоторые византийские офицеры, которые перешедшие в своё время на сторону персов. Исследователи полагают, что летом 591 г. Дометиан вернулся в Константинополь. Присутствие Дометиана в Константинополе вплоть до 598 г. засвидетельствовано в письмах папы Римского Григория I Великого (590–604 гг.). Первое письмо (август 593 г.) исследователи считают ответом на письмо Дометиана, в котором речь шла об экзегетических вопросах. Наряду с прочим папа Римский высказывает сожаление по поводу неудачи обращения Хосрова в христианство. Два следующих письма папы Римского написаны Дометиану в связи с обсуждавшимся тогда законом императора, который воспрещал военным и гражданским чиновникам принимать духовный сан до истечения положенного им срока службы. Папа Римский пытался через Дометиана добиться внесения некоторых поправок к этому закону, что свидетельствует о возвращении Дометиана к обязанностям императорского советника.

 



 
PR-CY.ru