ДОМНИКА

ДОМНИКА (ум. около 474 г.) – преподобная (память 8 января). Родом из Карфагена (Северная Африка). Домника во время правления императора Феодосия I Великого (379–395 гг.) вместе с четырьмя девами приехала в Константинополь. Константинопольский архиепископ Нектарий (381–397 гг.), получив откровение от Бога, принял Домнику и крестил. Затем она удалилась в монастырь. Преуспев в духовных подвигах, Домника взошла на вершину подвижничества и удостоилась от Господа дара чудотворений. Домника скончалась в правление императора Зинона (474–491 гг.). В «Минологии» императора Василия II (конец X в.) память Домники находится под 10 января. Здесь Нектарий назван патриархом. Он не только ввёл Домнику в монастырь, который она основала во имя пророка Захарии, но и посвятил в диакониссы. Домника предсказывала будущее императорам и патриархам, за что и почиталась ими. Никодим Святогорец сообщает, что Домника пришла в Константинополь вместе с сорока девами. В греческой «Энциклопедии религии и этики» говорится, что Домника  жила при императоре Феодосии II (408–450 гг.), а не при Феодосии I Великом. Вначале она поселилась в Александрии, а затем приехала в Константинополь. Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» пишет, что Домника была знатного происхождения. Вместе с преподобной Маврой (память 31 октября) и ещё тремя девами-язычницами она пришла в Константинополь. Император Феодосий подарил Домнике и Мавре земли за чертой города. Домника основала монастырь пророка Захарии, а Мавра – обитель мученицы Мавры. Домника подвизалась в посте и трудах и достигла духовного совершенства: исцеляла больных, предсказывала будущее, повелевала природным стихиям. Её жизнь была весьма продолжительной, и она с миром отошла ко Господу. Иосиф Песнописец составил канон в честь Домники. В соответствии с чином святости Домника изображается как преподобная, в монашеских одеждах, с куколем. Одно из ранних изображений Домники в минейном цикле представлено на миниатюре в «Минологии» Василия II (976–1025 гг.) – под 10 января, в молении; в Минее за январь из монастыря св. Саввы Освященного близ Иерусалима (XIII в.), в «Минологии» на год с Житием великомученика Димитрия, созданном в Фессалонике (1327–1340 гг.), и в греко-грузинской рукописи, так называемой Афонской книге образцов (Российская национальная библиотека, XV в.), – фронтально в рост. В настенных минологиях образ Домники включён в состав росписи церкви великомученика Георгия монастыря Старо-Нагоричино (Македония, 1317–1318 гг.) – под 10 января предположительно в рост; в нартексе церкви в Пече (1561 г., прописи 1667 г.) – полуфигура; в церкви святителя Николая в Пелинове (Черногория, 1717–1718 гг.) – в рост. Домника как диаконисса изображена среди святых жён в росписи диаконника церкви Спаса на Нередице (1199 г.). Ростовые фигуры Домники и трёх дев, одна из которых (святая Иустина, в паре с Домникой также была диаконисой) помещены в центре, две другие девы – по сторонам окна, под образом святого Иоанна Крестителя в конхе. Ещё раз Домника изображена как преподобная, с куколем, в правой руке – крест, левая – перед грудью ладонью вовне. Образ Домники представлен в русских лицевых минеях, например, на иконе-минее на январь, конец XVI в. (Череповецкое музейное объединение), и в гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского, 1722 г. (Российская государственная библиотека) с подписью «ПреподобнаяДомника». В русском иконописном подлиннике XVIII в. по списку Георгия Дмитриевича Филимонова определено для изображения, что «подобием стара, на главе клобук лазоревый, риза преподобническая, исподняя санкирная белая».

 
PR-CY.ru