ДАМИАН ВАТОПЕДСКИЙ - Страница 2

Сообщение, что Дамиан Ватопедский был учителем и протопсалтом в Молдо-Влахии («Анфология», начало XVIII в.), не подтверждается другими свидетельствами. По мнению исследователей, для определения хронологических рамок жизни и деятельности Дамиана Ватопедского имеют значение упоминания в рукописях Космы Македонца о Дамиане Ватопедском как об иеромонахе в 1678 г., как о кафигумене в 1680 г. и как о проигумене в более позднем кодексе. Есть также несколько автографов Дамиана Ватопедского: «Стихирари» 1679 и 1680 гг., «Анастасиматарий» – «Анфология Пападики» (недатированный), «Анастасиматарий» – «Анфология» (датирован 30 марта 1685 г., здесь же автор делает предположение о том, что ещё одна рукопись, хранящаяся в афонском монастыре апостола Павла, является автографом Дамиана Ватопедского). Совпадение датировок автографов Дамиана Ватопедского и певческих рукописей его учителя исследователи объясняют тем, что Косма Македонец работал как профессиональный переписчик и в зрелом возрасте, а Дамиан Ватопедский писал кодексы в начале своего певческого поприща (как видно из их содержания), чтобы покрыть свои ученические расходы (в автографе он написал о себе: «Юный в письме»). Кроме того, исследователям известно, что монахам было свойственно начинать изучение пения в зрелом возрасте. Из музыкальных произведений Дамиана Ватопедского исследователям наиболее известен распев Песни Богородицы «Сущую Богородицу Тя величаем». Этот двуххорный осмогласный богородичен представляет собой характерный образец матим Пападики, который впоследствии стал источником вдохновения для многих мелургов и был широко распространён в греческих певческих источниках (например, в «Анфологии» – «Анастасиматарии Хрисафа Нового» конца XVII в., в «Пападики» письма Димитрия Лота (1774 г.). Это произведение Дамиана Ватопедского было изложено в аналитической нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (в «Пападики» первой половины XIX в.). Пасапноарий утрени Дамиана Ватопедского «Хвалите Бога во святых Его» на второй плагальный глас в значительном числе рукописей характеризуется как «украшенный». Дамиану Ватопедскому принадлежит две мелодические версии херувимской: на первый глас (мало распространённая в греческих певческих рукописях), и на четвёртый глас (широко распространённая). Херувимская на четвёртый глас (одна из наиболее популярных в копировавшихся циклах херувимских) включалась в певческие сборники до XIX в., но не была переписана в нотации Нового метода. Два причастна Дамиана Ватопедского «Хвалите Господа с небес», на четвёртый глас и на первый плагальный глас, широко известны в рукописной традиции (переписаны с помощью нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием во втором томе его «Пападики»). Два калофонических ирмоса распева Дамиана Ватопедского: третьего гласа «На Синайстей горе» (по мнению исследователей, самое распространённое и известное произведение Дамиана Ватопедского) и четвёртого гласа «Потрясошася людие» переведены в нотацию Нового метода и изданы протопсалтом Великой церкви Григорием. Первый ирмос представлен в рукописях XVIII в., «Пападики» конца XVII в., «Анастасиматарии» Хрисафа Нового 1749 г. и др. То же произведение Дамиана Ватопедского в «Калофоническом Ирмологии» письма Матфея Ватопедского (1811 г.) присутствует в авторском изложении последнего с надписанием: «Изложено согласно преданию». Кратима Дамиана Ватопедского на первый плагальный глас мало распространена в рукописной традиции.



 
PR-CY.ru