ДАМИАН ВАТОПЕДСКИЙ

ДАМИАН ВАТОПЕДСКИЙ – иеромонах, греческий мелург (начало третьей четверти XVII в. – середина первой четверти XVIII в.). Ссылки на музыкальные произведения Дамиана Ватопедского и их подборки исследователи встречают во многих греческих певческих рукописях поствизантийского периода, главным образом, конца XVII в. и более поздних. В ряде рукописей он назван Дамианом монахом, в других – Дамианом Ватопедским (исследователи считают наиболее показательными два списка «Анфологии Пападики» – «Анастасиматария» Хрисафа Нового конца XVII в. и 1724 г.; «Матиматарий» – «Калофонический Ирмологий» второй половины XVIII в.; «Анфология Пападики» 1794 г.). В некоторых источниках Дамиан Ватопедский назван священником (начало XVIII в.), чаще в надписаниях распевов упомянут как иеромонах («Анфология Пападики», XVII в.; «Анфология Пападики» – «Анастасиматарий», 1728 г.; «Анастасиматарий» – «Анфология Пападики», вторая половина XVIII в.; «Анфология Пападики», 1767 г.; «Пападики», 1774 г.; «Анфология Пападики», вторая половина XVIII в., и др.). Его имя есть в алфавитном каталоге антиохийского архидиакона Никифора Кантуниариса Хиосского (начало XIX в.) и в «Большом Теоретиконе» Хрисанфа из Мадита. В автографах иеромонаха Иверского монастыря Космы Македонца, мелурга, превосходного писца, ученика митрополита Новых Патр Германа, уточняется, что Дамиан Ватопедский был игуменом: «...Другая Честнейшая осмогласная, Дамиана, кафигумена Ватопедского, моего ученика» («Анфология», 1680 г.), «Дамиана, проигумена Ватопедского» («Анфология Пападики» – «Анастасиматарий Хрисафа Нового», последняя четверть XVIII в.). Косма Македонец несколько раз упоминал в рукописях о том, что Дамиан Ватопедский был его учеником: помимо указанной выше записи в «Анфологии» 1680 г., в «Анастасиматарии Хрисафа Нового» 1678 г. («Дамиана, иеромонаха, моего ученика, «Хвалите Господа...», глас первый плагальный»), в «Анфологии Пападики» – «Анастасиматарии Хрисафа Нового» последней четверти XVIII в. («...другая Честнейшая осмогласная, Дамиана, иеромонаха Ватопедского, моего ученика, глас первый»), в «Пападики» 1686 г. (с точно таким же надписанием) и в др. Любовь и уважение, которые питал Косма Македонец к своему ученику, раскрываются во фразе, приписанной к кратиме Дамиана Ватопедского в том же иверском кодексе: «Прибавление моего Дамиана». Дамиан Ватопедский выделялся и как учитель пения. Его учениками были двое из наиболее выдающихся мелургов поствизантийского периода: Панайотис Халацоглу (самый известный протопсалт Великой церкви после Панайотиса Хрисафа Нового), согласно свидетельству священника Павла Фита в Пападики середины XVIII в.: «Дамиана, иеромонаха Ватопедского, и учителя кир Панайотиса [Халацоглу]», и Пётр Берекет, протопсалт храма св. Константина, строителя Константинополя. Cледовательно, Дамиан Ватопедский как учитель пения повлиял не только на святогорскую певческую традицию, но и на константинопольскую. Исследователи находят характерным сообщение из «Анфологии Пападического мелоса» первой половины XIX в.: «Честнейшая осмогласная распета Дамианом Ватопедским и учителем константинопольцев». Среди его учеников был также неизвестный создатель «Анфологии Пападики» начала XVIII в., согласно записи: «Другая Честнейшая осмогласная, творение нашего учителя и музыканта кир Дамиана иеромонаха».

 



 
PR-CY.ru