ДУБЕНСКАЯ КРАСНОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ДУБЕНСКАЯ КРАСНОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Ду́бенская (Дубицкая) Красногорская икона Божьей Матери (празднование в день Преполовения Пятидесятницы и 25 января) – чудотворный образ в Красногорском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре близ города Золотоноша (Черкасская епархия УПЦ). Время основания монастыря – начало XVII в. Согласно преданию, некий инок, прибывший в местность Красная Горка из Константинополя по повелению явившейся ему в видении Божьей Матери, был первым, кто поселился здесь отшельником. Он молился перед вырезанным им на коре дерева образом, получившим название Корецкой иконы Божьей Матери. Инокам, собравшимся вокруг отшельника, была явлена на дубе икона Божьей Матери; «…На действительность этого явления и отчасти на время его указывает старинная картина, находящаяся на двери одной из монастырских келий; на этой картине изображён монах, молящийся пред образом, находящимся на дереве». Прежде чем снять икону с дерева, братия долго молилась, испрашивая у Богородицы благоволение перенести Её образ в церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, а затем в построенный в 1680–1687 гг. деревянный Покровский храм. Икону поместили над царскими вратами, по её «чудесному происхождению… и по чудотворениям, бывшим от нея, та икона пользуется большим уважением всего монастыря и окрестных жителей». 25 марта 1922 г. обитель была закрыта. В 1923 г. предметы церковной утвари, иконы, книги передали в музей Золотоноши. Там же оказалась Дубенская Красногорская икона Божьей Матери. После вхождения части территории Золотоношского округа в Черкасский комиссией Государственного комитета охраны памятников старины, культуры и природы была проведена инвентаризация, и обнаружено несоответствие содержания описей и предметов хранения, в частности, в описи не значилась Дубенская Красногорская икона Божьей Материи. 2 октября 1925 г. по итогам работы комиссии был составлен документ, в котором Дубенская Красногорская икона Божьей Матери «по археологическому и художественному значению» принималась «на учёт и под охрану», в нём же приведено описание чудотворного образа: «Икона на деревянной доске, размером 6×7 вершков (26,7×31 см), писана в 3 цвета по золотому фону, письмо техники примитивной. Очи Богоматери обозначены миндалинами, без лузги, с лунницами под миндалинами, надбровные дуги и нос обозначены чёрточками, теней в одежде нет. В нимбе орнаментировка цветами, с разводами в украинском стиле… На иконе слюдяной покров. Обрамление иконы серебряное, новое, художественно орнаментировано выпуклыми стяжками и рельефными орнаментированными цветами и листьями. Нимф [нимб], руки и оплечье орнаментированы цветными камнями. В одном гнезде отсутствуют 4 камня» (Государственный архив Черкасской области). Исследователи отмечают, что описание иконы, к сожалению не отражающее иконографии, расходится с литографическим изображением начала XX в. (опубликовано в книге: «Исторический очерк Золотоношского Красногорского Богословского женского монастыря Полтавской епархии, Полтава, 1914 г.), в то же время мнение О. Толкушина о том, что обнаруженный комиссией образ – это Корецкая икона, исследователи не могут считать обоснованным, т.к. в описании отмечено, что он был писаный, а не резной (хотя впоследствии и раскрашенный) на коре.

 



 
PR-CY.ru