Словарь по христианству Д ДОБРОВОЛЬСКИЙ Николай Александрович

ДОБРОВОЛЬСКИЙ Николай Александрович

ДОБРОВОЛЬСКИЙ Николай Александрович (род. в середине 1880 гг.) – регент, хоровой дирижёр, композитор. В 1900 гг. Н.А. Добровольский окончил Придворную певческую капеллу. Работал дирижёром в хоре служащих санкт-петербургской типографии издательства Адольфа Фёдоровича Маркса и регентовал в церкви святителя Митрофана Воронежского на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга. Духовно-музыкальные сочинения Н.А. Добровольского стали появляться в печати в 1908–1909 гг. По мнению исследователей, они принадлежат по стилю к санкт-петербургской церковно-певческой композиторской школе, разнообразны по масштабам – от больших концертных сочинений («Слава в вышних Богу», «Гласом моим», Херувимская песнь №2 и др.) до хоровых миниатюр («Во Царствии Твоём», «Свете тихий» и др.). Исследователи отмечают, что сочинения Н.А. Добровольского основываются на традиционных распевах, их мелодике и ритмике; используется также строфическая форма старинных песнопений; темпы, динамика, исполнительские приёмы (протяжно, певуче, отчётливо и т.д.) указываются Н.А. Добровольским как на итальянском, так и (подобно старинным рукописям) на русском языке. Н.А. Добровольский – автор предисловия к «Воскресной службе с канонархом» знаменного распева, в работе над которым он руководствовался сочинением Юрия Карловича Арнольда «Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу» (М., 1886 г.). Ценными исследователи считают авторские ремарки об исполнении знаменного распева: необходимости постепенного «включения» хора в «дух распева», пении музыкальных фраз «на одной гласной отчётливо, приближаясь к маркато». Исследователи считают гармонический язык произведений Н.А. Добровольского традиционным, отклонения возникают, как правило, в субдоминантовую сферу. Склад письма гомофонно-гармонический, с элементами западноевропейской полифонии – имитациями, канонами, используемыми как средство выразительности. Голосовые партии (для усиления однородных составов используются divisi) для исследователей музыкально интересны, ритмически подвижны, интонационно сложны, подчас написаны в высокой тесситуре, требуют от певцов развитых вокально-хоровых навыков; общий диапазон хоров: E-a2. Произведения Н.А. Добровольского доступны разным составам хоров – от средних до высокопрофессиональных. Исполнение сочинений Н.А. Добровольского в первом духовном концерте Нового общества регентов в 1913 г. в Санкт-Петербурге показалось критикам «интересным и значительным».

 
PR-CY.ru