ДАЙ ЧЖЭНЬ

ДАЙ ЧЖЭНЬ, Дай Дунъюань, Дай Шэньсю (1723–1777 гг.) – китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного из двух главных направлений «ханьского учения» – Вань пай, учёный (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился в семье мелкого торговца. С 1773 г. участвовал в составлении свода классической литературы «Сы ку цюань шу» («Полное собрание всех книг по четырём разделам»). В 1775 г. за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую учёную степень – цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Дай Чжень развивал методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их комментариям предшествовавших конфуцианцев, искажённым, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями, и ратуя за применение к этой сфере деятельности естественнонаучных знаний. Главные философские сочинения Дай Чженя – «Значения слов “Мэн-цзы” в комментариях и свидетельствах» («Мэн-цзы цзы и шу чжэн») и «Обращение к началу добра» («Юань шань»). Основная тенденция его теоретических построений – стремление к гармонизации общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» дао «подформенным» «орудиям» он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы»: с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» по законам сил инь-ян и «пять элементов» и, с другой – уже оформившейся во множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжень выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960–1279 гг.) противопоставления «принципов» «чувствам» и «желаниям», утверждая, что «принципы» неотделимы от «чувств» и «желаний». «Принцип» – то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжень считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике, а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чженю, различаются, подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжень обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода в познании и в практике. Малопопулярные в своё время труды Дай Чженя вызвали интерес в XX в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.

 
PR-CY.ru