Словарь по христианству Д «ДАО ДЭ ЦЗИН»

«ДАО ДЭ ЦЗИН»

«ДАО ДЭ ЦЗИН» (кит. «Канон дао и дэ») – основной канонический текст даосизма. Авторство «Дао дэ цзин» приписывается Лао-цзы, легендарному основоположнику даосского учения. Традиционно считается, что Лао-цзы носил имя Ли Эр, был старшим современником Конфуция (середина VI в. до н.э.) и занимал должность придворного историографа в царстве Чжоу. В преклонном возрасте ушёл на запад, оставив свою книгу начальнику пограничной заставы Инь Си. Большинство современных учёных датируют составление текста концом V – началом IV вв. до н.э. Наиболее ранние списки или фрагменты текста обнаружены в погребении в Мавандуе (III–II вв. до н.э.) и в Годяне (IV–III вв. до н.э.). Канонический список «Дао дэ цзин», принятый на рубеже эр, имеет два раздела, соответствующие понятиям дао и дэ, которые состоят из 81 главы – число, выражающее предел созидательной силы ян (см. ст. Ян и инь). Первоначально даосский канон насчитывал «пять тысяч слов». Первым комментатором канона был теоретик легистской школы (см. ст. Легисты) Хань Фэй-цзы (середина III в. до н.э.). Он искал в учении оправдание идеи абсолютной власти. В III в. до н.э. появились два классических комментария на «Дао дэ цзин», созданные полулегендарным Хэшан-гуном (Старцем с реки) и философом Ван Би. Немного позже были написаны собственно даосские, а затем и буддийские толкования на «Дао дэ цзин». При династии Хань (середина II в. до н.э.) наследие Лао-цзы получило официальное признание в форме «учения Жёлтого Императора и Лао-цзы» («Хуан-Лао сюэ»), соединившего теорию управления и личного совершенствования. В средневековом Китае «Дао дэ цзин» воспринимали как воплощение смыслового богатства мироздания. Комментатор VII в. Чэн Сюаньин называл «Дао дэ цзин» «вместилищем всех видов вещей», сам же канон, по его представлениям, имеет три основных проявления в мире: во-первых, «облачные письмена сгустившейся пустоты Пяти добродетелей и Трёх начал»; во-вторых, «яшмовые письмена на золотых скрижалях, начертанные пурпурной кистью в лесу пустоты»; и «старинные письмена, написанные на орхидеевых дощечках и тонком шелку, которые стали известны в мире». В начале Х в. учёный даос Ду Гуантин со ссылкой на танского императора Сюань-цзуна дал подробное описание структуры даосского канона. Композицию первой части (36 глав, или четырежды девять) он соотносил с четырьмя временами года и четырьмя последовательными этапами постижения Пути, а именно: с познанием «бесформенного и безымянного», «неведомого и смутного», «семени вещей и внушающего доверие», «сосредоточенной тяжести и чистого покоя». Вторая часть канона, согласно Ду Гуантину, представляет 45 глав, или пятью девять. Она соответствует пяти фазам мирового круговорота (металл, дерево, вода, огонь, земля) и пяти традиционным этическим нормам конфуцианства: человечности, ритуалу, долгу, мудрости, доверию. В эпоху династий Сун, Юань и Мин (XI–XVII вв.), время расцвета неоконфуцианства, создавшего новый философский синтез «трёх учений» Китая (конфуцианства, даосизма и буддизма), в комментариях возобладали отвлечённые философские понятия. В XIII в. было известно более 3 тыс. комментариев к «Дао дэ цзин».

 



 
PR-CY.ru