ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМ (кит. дао-цзя, дао-цзяо) – философско-религиозное течение в традиционом Китае, одно из его главных «трёх учений» наряду с конфуцианством и буддизмом. Даосизм как целостное идейное формирование под именем «школа пути и благодати» (даодэ-цзя), воспроизводящим название основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин», было впервые определено в ряду шести философских школ (лю цзя) Сыма Танем (II в. до н.э.) и зафиксировано его сыном Сыма Цянем (II – I вв. до н.э.; глава 130 «Ши цзи» («Исторические записки»)). Позднее название было сокращено до названия «школа пути» (дао-цзя), сохранившегося до настоящего времени. «Адептами дао» (дао жэнь, дао ши) называли не только даосов, но и конфуцианцев, буддистов и магов-алхимиков. С этим связана проблема соотношения философско-теоретической и религиозно-практической ипостасей даосизма. По конфуцианской версии, преобладавшей также в конце XIX – начале XX вв. на Западе, это разнопорядковые явления, которым соответствуют различные обозначения: философии – «школа дао» (дао-цзя) и религии – «учение [почитание] дао» (дао-цзяо). В западной синологии (комплекс наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу и культуру Китая) во второй половине XX в. возобладала теория, по которой даосская философия возникла на основе протодаосской религиозно-магической культуры шаманского типа. В соответствии с данной теорией даосизм – единое учение, и его философская ипостась, выраженная, прежде всего, в классической триаде текстов «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», была реакцией на рационалистическую конфуцианскую культуру. Ведущий российский исследователь даосизма Евгений Алексеевич Торчинов разделил историю становления даосизма на следующие этапы: с древнейших времён до IV–III вв. до н.э. формировались религиозные практики и мировоззренческие модели на основе архаических шаманских верований; с IV–III вв. до н.э. по II–I вв. до н.э. происходили два параллельных процесса: с одной стороны, обретало философский характер и письменную фиксацию даосское мировоззрение, с другой – эзотерично развивались методы «обретения бессмертия» и психофизиологизированной медитации йогического типа, не явно и фрагментарно отражённые в классических текстах; в I в. до н.э. – V в. н.э. осуществлялись сближение и слияние теоретических и практических подразделений с включением достижений других философских направлений (прежде всего, нумерологии «Чжоу и», легизма и отчасти конфуцианства), институционализация даосизма в виде религиозных организаций как ортодоксальных, так и еретических направлений, а также начали формироваться канонические собрания литературы «Дао цзан» («Сокровищница дао»); дальнейшее развитие религиозного аспекта даосизма, в чём большую стимулирующую роль играл буддизм как его основной в данной сфере конкурент. Изначальный даосизм представлен учениями Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и Ян Чжу. Трактат «Дао дэ цзин» посвящён парным категориям дао и дэ. «Благодать» определяется в «Дао дэ цзине» как первая ступень деградации дао, на которой рождённые дао «вещи» формируются и далее движутся по нисходящей: «За утратой пути (дао) следует благодать (дэ). За утратой благодати следует гуманность. За утратой гуманности следует должная справедливость. За утратой должной справедливости следует благопристойность. Благопристойность [означает] ослабление верности и благонадёжности, а также начало смуты».

 



 
PR-CY.ru