Словарь по христианству Д ДЕЗИДЕРИЙ

ДЕЗИДЕРИЙ

ДЕЗИДЕРИЙ – третий епископ города Лингоны (современный Лангр, Франция), святой (память в Западной церкви по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу Иеронима Стридонского – 11 февраля, перенесение мощей – 19 января). Афанасий I Великий упоминает Дезидерия в числе галльских епископов, подписавших определения Сардикийского собора (343 г.), но в работе Собора лично не участвовавших. В 346 г. Дезидерий направил своего представителя на Собор в Кoлонии Агриппине (современный Кёльн, Германия), который низложил местного епископа Евфрата по обвинению в арианской ереси. Мученическая кончина Дезидерия описана в начале VII в. лингонским пресвитером Варнахарием по просьбе Керавна, епископа Паризиев (современный Париж). Согласно Варнахарию, Дезидерий вместе с клириками и паствой был убит при взятии и разорении города Лингоны «королём вандалов Кроком». Свидетельствуя об убиении Дезидерия и лингонских христиан варварами, Варнахарий, по мнению исследователей, перепутал факты нападения на галльские города и германские племена, принимавшие в них участие. Крок (Хрок) был королём алеманнов, разоривших Галлию в 260 гг., вандалы появились там в 407 г. Оба этих германских вторжения не согласуются с датировкой жизни Дезидерия (середина IV в.). По мнению исследователей, гибель Дезидерия относится к 355–357 гг., когда, по словам Аммиана Марцеллина, отряды варваров, преимущественно алеманнов, разоряли земли и города Северной Галлии. К VII в. Дезидерий уже почитался в Лингонах: его имя значится в галльской редакции Мартиролога Иеронима Стридонского (около 595 г.). В IX в. в результате смешения Дезидерия, епископа Лингонского, с более известным Дезидерием, епископом Вьеннским, в некоторых рукописях Мартиролога Иеронима Стридонского день памяти был перенесён на 23 мая (это отразилось в каролингских месяцесловах Адона Вьеннского, Узуарда). Впоследствии ошибка была закреплена в Римском Мартирологе, а также в месяцеслове Лангрского епископства, утверждённом в 1480 г., и в Лангрском бревиарии (издан в 1604 г.), по которому Дезидерию положена отдельная служба (officium proprium). Варнахарий сообщает, что Дезидерий и пострадавшие с ним мученики были погребены в церкви внутри городских стен. Адон Вьеннский уточняет, что эта церковь издавна была посвящена Дезидерию. В Средние века она была известна как приорат св. Марии Магдалины, и лишь позднее, вероятно, в связи с перенесением мощей Дезидерия Гийомом де Дюрфором, епископом Лангрским, в 1315 г., церкви было возвращено первоначальное посвящение. В церкви находятся гробница Дезидерия и бюст-реликварий святого (XVII–XVIII вв.). В 1354 г. в Лангре было создано братство в честь Дезидерия. В позднее Средневековье в день памяти святого в Лангре разыгрывалась мистерия «Страсти св. Дезидерия» (известна исследователям в литературной обработке лангрского каноника Гийома Фламана, 1482 г.). Почитание Дезидерия было распространено в Центральной Франции, в Провансе (Арль, Авиньон), в Северной Италии (Болонья, Генуя – в начале XVI в. Дезидерий считался одним из покровителей Генуи, т.к., по легенде, был уроженцем этого города), а также в Швейцарии (местность Дондидье) и в Германии (Элльванген, Кёльн).

 
PR-CY.ru