ДОЛЬ - Страница 2

Бретонские епископы отказались приехать на Собор. Участники Собора направили папе Николаю I послание, в котором заявили о незаконности создания архиепископства Доля. В резких выражениях они писали о «тирании» бретонских правителей, их «варварской дикости» и упорном неповиновении Папскому престолу. Понтифик направил правителю Саломону послание, в котором увещевал его воздержаться от нарушения прав церкви и настаивал на исполнении требований архиепископа Турского. Папа Адриан II призвал архиепископа Маэна и всех бретонских епископов подчиниться архиепископу Турскому, однако его обращение осталось без ответа. Между тем в Бретани начались междоусобицы, которые сопровождались вторжением норманнов. Многие церкви и монастыри были разграблены и уничтожены, мощи святых вывезены во внутренние области франкского королевства (в том числе мощи святителей Самсона и Маглория). Восстановление церковной жизни произошло после прибытия в Бретань нового правителя Алана Барбеторта (937 г.), который отвоевал у норманнов территорию архиепископства Доля. Нападения норманнов на Доль повторялись в середине X – начале XI вв. Архиепископ Викоэн (944–970 гг.), отец Вальтера, епископа Нантского, стал одним из наиболее могущественных сеньоров, управлял почти всей северной частью Бретани. По мнению исследователей, в годы его предстоятельства оформились границы архиепископства Доля. Оно включало небольшую территорию на северо-востоке Бретани, а также отдельные приходы в Северной Бретани и Нормандии (исследователи полагают, что Нормандские острова первоначально входили в состав архиепископства Доля и только после войн с норманнами перешли к епископству Кутанс). Существование этих анклавов исследователи объясняют особенностями структуры епископств в церквах кельтского обряда. Центром владений архиепископства в Нормандии был монастырь Пенталь (современное селение Сен-Сансон-де-ла-Рок), основанный Самсоном с разрешения франкского короля Хильдеберта I. Турская кафедра настаивала на подчинении бретонских епископов. В полемике с Долем Тур опирался на данные римским «Notitia Galliarum» (около 400 г.), согласно которым Арморика (Бретань) входила в состав Третьей Лугдунской провинции. Церковь в провинции возглавлял архиепископ Турский. Сторонники Тура утверждали, что Доль стал епископской кафедрой только при Номиноэ, который якобы назначил первого епископа. Они возмущались «самоуправством» бретонцев, не имевших, по их мнению, «ни благочестия, ни христианского трепета, ни совершенной любви. Они не исполняют законов, не повинуются повелениям, не внимают никаким постановлениям». Важную роль играли обвинения в том, что бретонцы не соблюдают нормы канонического права, в частности, в области христианского брака. Бретонские епископы ссылались на легенду о том, что Доль был архиепископством со времён святетеля Самсона, тогда как Номиноэ лишь поддержал права кафедры. Легенда получила отражение в бретонских агиографических сочинениях: второй редакции Жития Самсона, сказаниях о перенесении мощей Маглория в монастырь Леон и Париж, Житии Патерна Венетского. Существовала также легенда о том, что Самсон до прибытия в Бретань был архиепископом города Эборак (современный Йорк).

 



 
PR-CY.ru